В 1987 году у меня состоялась совместная с Андреем Медведевым выставка «Живопись 87». Она прошла в зале творческого объединения «Вернисаж», в доме культуры где-то на окраине Москвы. На выставке были представлены картины, написанные мной в период 1979 – 1987 гг. Я выставил серию натюрмортов: «Консервные банки», «Орудия труда», «Патефон», «Камни», «Бездомные вещи», серию из четырех картин «Загон», лубки.
В день открытия выставки я приехал за два часа до вернисажа и привёз с собой легендарный красный патефон с несколькими пластинками, сохранившимися у меня со времени проведения уличной выставки в 1974 году на Гоголевском бульваре. Я поставил патефон на сцену, которая была в зале, подкрутил его черную ручку. Как сквозь помехи времени, шипя и щёлкая, зазвучала знакомая мелодия старинного танго с художественным свистом в завершении. Эта мелодия во мне что-то зацепила, стало грустно, на душе повисла такая тоска.
Я вдруг ощутил полное одиночество, свою ненужность в мире, в пустом выставочном зале, среди картин с изображением бездомных вещей и камней. Я составил стулья и лег на них, закрыв глаза. Однажды у меня уже была такая тоска.
Это было 13 августа 1969 года. После окончания средней школы я гостил у Сергея Миллера на даче на станции Совхоз под Загорском. Мы с Сергеем готовились к поездке на дорожных велосипедах по городам Золотого кольца. Вечером катались и, когда стало смеркаться, зачем-то остановились на пустынном шоссе, слезли с велосипедов. Перед нами было большое поле, уходящее под наклоном к железной дороге. По ней от Загорска к Москве с горящим светом в окнах, с перестуком колес мчалась электричка. Я глядел на электричку, и в грудь откуда-то пролилась черная тоска, перехватило дыхание, стало трудно дышать. У меня появилось сильное желание уехать в Москву. На следующее утро к нам на дачу приехала однокашница Ирина Ишкова и сказала, что мне надо ехать домой. Ничего у неё не спросив, я понял, что случилось что-то непредвиденное и непоправимое. За всю дорогу к Москве, сидя напротив друг друга в вагоне электрички, мы с Ирой не сказали ни слова…
Я поднялся на лифте, зашел в квартиру, сделал два шага по комнате к окну…, навстречу мне шёл дед Сидор с нелепо расставленными в стороны руками и плакал. Вчера вечером умер мой отец: у него случился инфаркт. Как объяснить, что, находясь за шестьдесят километров от Москвы, я чувствовал смерть отца? С тех пор мысль о том, что невидимые волны окружают земной шар, наматываясь на него, как нитки на клубок, не покидает меня. Пример тому – звуковые и радиоволны, но есть, наверное, десятки других волн с другими свойствами, параметрами, возможностями, информацией.
Автор: Александр Попов / Живописец
Советский и российский художник, член «Московского Союза художников». Провел однодневную выставку на Гоголевском бульваре, которая положила начало новому типу московских уличных выставок, ставших неотъемлемой частью культуры 70-х годов СССР. Работы находятся в частных российских и европейских коллекциях, музеях современного искусства.
Статьи об искусстве
Русско-советский поп-арт: быт или не быт
Русский, или советский, поп-арт – это очень спорный термин, своеобразный кот Шрёдингера в истории отечественного [...]
Авг
Записки художника
Житьё-бытьё. Армия и служба в казахстанском поселке Актогай
После окончания общеобразовательной и детской художественной школ я поехал показывать работы в Строгановку. До экзамена [...]
Июл
Полезная информация
Выставка памяти Аркадия Ипполитова в петербургской галерее KGallery
До 12 мая продлена выставка в петербургской галерее KGallery, посвященная памяти искусствоведа Аркадия Ипполитова, ушедшего [...]
Май
Записки художника
Московские происшествия. Газетный отдел Ленинской библиотеки в Химках
Я начал рисовать лубки в 1973 году. Резал оргалит, грунтовал его темперными белилами прямо рукой [...]
Сен
Статьи об искусстве
Курбе и Милле: художник-революционер vs живописец-интроверт, кумир Ван Гога
Имя художника Гюстава Курбе, бэд боя французской живописи, гремело в Париже середины 19-го века. Его [...]
Окт
Статьи об искусстве
Классическая школа для художника: чтобы нарушать, нужно знать правила
Мнение о том, что современному художнику необходима классическая живописная школа, сегодня активно оспаривается. С одной [...]
Янв