Об искусстве. Статья. Аллегория упадка. Натюрморт с черепом коня

Аллегория упадка. Натюрморт с черепом коня

Натюрморт А. Попова «Колесо. Череп коня. Топор» многослоен с точки зрения считываемых смыслов. Так, художник объединяет в рамках холста атрибуты сельской, крестьянской жизни 19-го века: колесо от телеги, лапти, топор. Несколько выбивается из предметного ряда череп коня, однако при подключении других смысловых пластов натюрморта его наличие оказывается вполне оправданным.

Изображенные предметы можно воспринять и как отсылки к символам святых и в целом к религиозной символике. В таком случае объекты выступают в качестве своеобразных эвфемизмов, замен привычных образов, закрепившихся в иконографии.

Например, череп – это неотъемлемый атрибут святого Иеронима; также в религиозных произведениях у подножия креста, на котором был распят Христос, часто помещается череп Адама, совершившего первородный грех, который был искуплен жертвой Спасителя. Колесо может напомнить зрителю о мученичестве Святой Екатерины – оно стало орудием ее пыток. Топор можно расценивать как отсылку к иконографии Иоанна Предтечи, которая опирается на его проповедь: «Покайтеся, приближается царствие небесное, уже бо секира при корне дерева лежит: всяко убо древо не творящее плода добра пресекается» (Лк. 7:24–28). Топор в принципе может служить в картине заменой любого холодного оружия, ставшего инструментом мученичества какого-либо святого. В результате в натюрморте, объединившем предметы-подобия символов святых, главенствует тема мученичества.

Череп в целом задает мотив memento mori, «помни о смерти» – т.е. идею мимолетности, тщетности бытия, широко представленную в натюрмортах 17-го века. Однако в живописи того времени чаще фигурировал человеческий череп. Тем не менее череп лошади не нов для искусства как объект живописного натюрморта: так, этот образ неоднократно разрабатывала знаменитая американская художница 20-го столетия Джорджия О’Кифф. Она собирала кости баранов, коров и лошадей, разбросанные по пустыне в штате Нью-Мексико, а затем писала их, украсив искусственными цветами. В этом мотиве художница видела «новый способ попытаться определить свои чувства к стране». Вероятно, смыслы, которыми наделяет свои натюрморты с костьми и черепами А. Попов – а таких работ у него целая серия – тоже выходят за рамки исключительно необычной формы объектов и становятся способом критически осмыслить реальность.

Когда все эти смысловые пласты – тема русского села, мученичества, memento mori, vanitas (суеты, тщеславия) – соединяются, рождается новая тема, тема социально-политического характера – упадка, разрухи, жертв.

В рамках такой трактовки обретают значение белесый череп, отвалившееся колесо, брошенный топор, оставленные лапти. Мрачной интонации соответствует сдержанная палитра голубоватых, серых, охры. С точки зрения колорита в центре композиции оказывается крупный белый череп – связанные с ним многочисленные и разнообразные коннотации становятся ключевыми в понимании картины.

С живописной точки зрения выбранные художником предметы представляют большой интерес не только из-за облака аллюзий, которым они окружены, но и благодаря своей различной фактуре, сложной форме, витиеватым очертаниям. Металлический блеск на конце топора, глухие отсветы кости, более жирно, рельефно написанные плетеные лапти дают простор для экспериментов с контрастами текстуры. При этом, несмотря на некоторую кажущуюся несовместимость объектов натюрморта, все предметы вписываются в воображаемую пирамиду, за счет чего возникает устойчивая, целостная, сбалансированная композиция, внутри которой перекликаются вытянутые формы лаптей, черепа, топора, округлые формы колеса и обуви, рождая ощущение законченности и гармонии.

Таким образом, простой на первый взгляд натюрморт из четырех объектов на отвлеченном фоне превращается в неоднозначное, сложное высказывание, которое каждый зритель может интерпретировать по-своему: это может быть критика действительности, игра с художественной традицией и культурными аллюзиями, которыми наделены предметы, живописное исследование формы, фактуры, композиции или синтез перечисленных трактовок.

Подпишитесь на канал. Следите за нашими новостями в удобном формате

Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед

Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед

Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.

Статьи об искусстве

Альтер эго художника или инструмент изысканной формы

У А. Попова есть целая серия картин, ключевым элементом которых выступает труба, музыкальный инструмент хитрой, [...]

Статьи об искусстве

Обнаженное женское тело в искусстве: объект вожделения или поле власти?

В 1989 г. группа анонимных американских художниц Guerrilla Girls разместила на автобусах в Нью-Йорке постеры, [...]

Искусство понимать

Красота требует жертв. Фигурное катание и искусство

Многие фигуристы, используя в своих программах балетную музыку, лишь методично выполняют под нее необходимый набор [...]

Искусство понимать

Скрябин и Кандинский: музыка как живопись и живопись как музыка

В России начала 20-го века звук и цвет сильно сблизились в сознании разного рода мыслителей.  [...]

Искусство понимать

Современный балет, живопись Пикассо и японская мифология в фигурном катании

Фигурное катание – это вид на границе спорта и искусства, что очень точно отражено хотя [...]

Статьи об искусстве

Биполярные оппозиции с саркастическим оттенком

Образ Бахуса, бога вина и виноделия, был воспет многими великими художниками: Микеланджело, Караваджо, Рубенсом и [...]

Сайт использует cookie. Вы можете отказаться от использования cookie в настройках браузера, однако это может повлиять на работу сайта. Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет. Политика конфиденциальности просматривая этот сайт, вы соглашаетесь с условиями.