Об искусстве. Статья. Самураи в искусстве: персонажи, заказчики, ценители, коллекционеры

Самураи в искусстве: персонажи, заказчики, ценители, коллекционеры

Самураи – воины, на 700 лет захватившие политическую власть в Японии. За века их существование обросло легендами. Самураев часто сравнивают с европейскими рыцарями, а бусидо – моральный кодекс самурая – с рыцарским кодексом чести. Однако такие однозначные параллели были бы упрощением. Высокопоставленный самурай должен был искусно владеть не только мечом, но и словом, кистью, обладать не только военными навыками, но и художественными, уметь сложить стихотворение и оценить прекрасный живописный свиток. 

Самураи окружали себя искусством в военном быту – они носили искусно украшенное оружие и доспехи. Владение придворными искусствами (например, классической японской поэзией вака) считалось престижным и усиливало авторитет воина. Самураи особенно прославились как авторы т.н. предсмертных стихотворений, выделяемых в отдельный жанр японской поэзии. 

Сёгуны (военные правители) и даймё (феодалы) покровительствовали театру но и увлекались учением дзен-буддизма, пришедшего из Китая, каллиграфией, чайными церемониями. Чайная церемония в эпоху постоянных междоусобных войн наделялась политическим значением и рассматривалась не только как медитативная практика, но и как мирный способ уладить конфликты. 

Иногда самураи могли увлечься искусствами в ущерб военному делу и управлению страной. Так, сёгун Асикага Ёсимаса (1436-1490) был никудышным политиком и военачальником, но страстным меценатом, готовым правдами и неправдами воплощать свои эстетические идеалы в жизнь. В Киото, где располагалась резиденция и императора, и правящего военного клана Асикага, он построил знаменитый Серебряный павильон – к сожалению, от первоначального комплекса, роскошной виллы с садом, сохранилось лишь две постройки. Тем не менее одна из них, по всей видимости, послужила прототипом устойчивого стиля японской жилой архитектуры – стиля, в котором возводятся традиционные дома и по сей день.

Иллюстрация кадр из видео «Сёгун». Мини-сериал в жанре исторической драмы, 2024

Часто пишут, что дзен привлекал самураев тем, что призывал к близким им идеалам: простоте, аскетизму, самодисциплине. Однако Асикага Ёсимаса дзен-буддизм интересовал, скорее, не с религиозной, а с эстетической точки зрения. Сёгуны эпохи Муромати (1392-1573) почти что боготворили Китай. В свою очередь дзенские монастыри в Японии того времени аккумулировали знания о китайской культуре, а монахи были экспертами в области китайской живописи и выступали квалифицированными консультантами для коллекционера в лице сёгуна. 

Самураи были не только заказчиками и потребителями искусства, но и частыми его персонажами. Самураи, даймё и сёгуны запечатлены на отдельных портретах, многочисленных живописных свитках и ширмах, изображающих битвы, состязания, замки. Особенно популярный сюжет – знаменитое противостояние двух самураев-даймё: Уэсуги Кэнсина и Такэды Сингэна, живших в 16-м веке.

Иллюстрация работа Утагавы Ёситоры «Битва при Микатагахара» (провинция Тотоми, 1573 год), 1874 г. Мемориальный театральный музей Цубоути при Университете Васэда

Сегодня они стали частыми героями поп-культуры – фильмов, сериалов, манги, видеоигр. Уэсуги Кэнсин – главный герой романа Тёгоро Кайондзи «Небо и земля», который лег в основу нескольких японских исторических кинокартин и телевизионных драм. 

Образ Кэнсина примерил на себя даже японский фигурист, двукратный олимпийский чемпион Юдзуру Ханю. В одном лице от проката к прокату он разыгрывал на льду легендарную битву при реке Каванакадзима, состоявшуюся в 1561 году между Уэсуги Кэнсином и Такэдой Сингэном. В самом начале программы он принимал позу с выставленной вперед рукой, которая должна была символизировать самурайские доспехи. Ясно читалось движение в середине ледового спектакля, когда спортсмен словно доставал катану из ножен перед битвой. Ханю признавался, что выбрал Кэнсина, так как ему близка философия генерала, философия самурая. А главные самурайские ценности – это честность, храбрость, самоконтроль, уважение, в том числе к сопернику. Все то, что нужно в том числе и в спорте.

Иллюстрация кадр из видео с выставки «Доспехи страны восходящего солнца». Государственный музей-заповедник «Царское Село», 2023

Несмотря на то что после 1868 года – когда в Японии рухнула феодальная система – самураям было запрещено носить оружие и они оказались лишены своего привилегированного положения, самурайская культура продолжила жить. Кодекс бусидо очень лично воспринял Юкио Мисима, известнейший японский писатель, автор «Золотого храма». Режиссеры Джордж Лукас, Стивен Спилберг, Квентин Тарантино признавались, что образы самураев, созданные Акирой Куросавой, повлияли на них очень сильно. В конце концов, многие предметы, когда-то созданные по самурайскому заказу, сегодня считаются национальными сокровищами.

Главная иллюстрация кадр из видео «Сёгун», 2024. Мини-сериал в жанре исторической драмы. Является второй экранизацией исторического романа «Сёгун» Джеймса Клавелла.

Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед

Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед

Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.

Написать комментарий к статье...

Записки художника

Вдохновение. Запах земных полей и изысканный аромат осенних трав

«У художника кожа нежная», – говорил живописец Анатолий Зверев, поэтому носил рубашки наизнанку. Думаю, под [...]

Статьи об искусстве

Ван Гог, Рубенс, Кунс, Хёрст, Дали. Миф о «голодающем художнике»

Образ «голодающего художника», идеальным воплощением которого стал Ван Гог, с трудом продававший свои картины, – [...]

4 Комментария

Истории из жизни

Репин Восторженный и Разгневанный

Репин Восторженный И.Е. Репин был натурой восторженной. Как вспоминал К.И. Чуковский, художник «любил кланяться, благодарить, [...]

Статьи об искусстве

Провокация как традиция. Нецензурное в живописи

В картинах А. Попова нередко фигурируют надписи: отдельные слова или короткие фразы и предложения, часто [...]

Выставки художника

Выставка «Три фигуры в Нескучном саду» зимний перформанс. Москва 1996 год

И вновь уличная выставка, и вновь выбрано нестандартное, нескучное решение экспозиционного театрализованного пространства. На этот [...]

Статьи об искусстве

Грубые плоды природы и тонкая живопись

«Натюрморт с ножом и кринкой» А. Попова привлекает внимание зрителя выверенностью композиции, мастерством передачи фактур, [...]

Добавить мнение

Вы можете оставить комментарий к статье, он будет опубликован после проверки модератором. Обязательные поля для заполнения *

Сайт использует cookie. Вы можете отказаться от использования cookie в настройках браузера, однако это может повлиять на работу сайта. Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет. Политика конфиденциальности просматривая этот сайт, вы соглашаетесь с условиями.