Об искусстве. Курбе и Милле: художник-революционер vs живописец-интроверт, кумир Ван Гога

Курбе и Милле: художник-революционер vs живописец-интроверт, кумир Ван Гога

Имя художника Гюстава Курбе, бэд боя французской живописи, гремело в Париже середины 19-го века. Его картины шокируют даже современную публику – в частности, его скандально известное “Происхождение мира”, которое, как считается, было заказано турецко-египетским дипломатом, большим ценителем красоты женского тела, для своей коллекции, а позднее принадлежало психоаналитику Жаку Лакану.

Эпатаж и провокация были сознательными инструментами художника. Курбе происходил из семьи фермера, был выходцем из провинции, но никогда этого не скрывал, а напротив, лишь выставлял напоказ свое низкое происхождение. Ему нравилось противопоставлять свою эффектную внешность красавца грубости поведения и художественного метода. Курбе не получил фундаментального академического образования и сознательно культивировал образ народного художника. Неудивительно, что он стал героем для марксистских историков искусства 1970-х гг. Курбе изображал таких же, как и он сам, людей из третьего сословия на масштабных полотнах, которые в академической традиции, по конвенциям исторической живописи, скорее, пристали прославленным героям античности. Размером картин художник эпатировал Салон – регулярную выставку Парижской Академии изящных искусств, – в прямом смысле вымещая со стен большие исторические картины академиков. Композиции он зачастую заимствовал из гравюр, имевших хождение в народе, т. е. из лубка. Художник изображал своих моделей такими, какими он их видел, без прикрас. Его жесткая, нерафинированная живопись, иногда одним мастихином и ограниченным набором цветов, тоже была под стать выходцу из провинции. Когда на закате своей жизни Курбе, оказавшись в ссылке, лишится публики и останется один на один с холстом, он не выдержит экзамена на живописное мастерство: его поздние пейзажи наглядно демонстрируют, что в погоне за революционностью и лозунгами художник растерял всю живописную форму.

Иллюстрация фрагмент картины художника Гюстава Курбе «Просеиватели пшеницы», 1854 и фрагмент картины художника Жан-Франсуа Милле «Анжелюс», 1857 -1859

Противоположностью Курбе, его своеобразным альтер эго, в середине 19-го столетия стал Жан-Франсуа Милле, тоже происходивший из провинции, из деревни, воспитанный в очень религиозной крестьянской семье. В отличие от Курбе, нуждавшегося в публике, которую можно было бы шокировать, Милле был закрытым художником, редко выставлялся в Салоне. Как и Курбе, он не получил академического живописного образования. Его главными моделями были крестьяне, занятые трудом, но одновременно исполненные внутреннего благородства. Нередко в современные крестьянские одежды Милле облекал библейские сюжеты, помещая их внутрь французских деревень – к такому приему, как известно, прибегали Рембрандт и Питер Брейгель Старший, но для середины 19-го века подобные способы репрезентации отвергались в пользу, напротив, идеализированной религиозной живописи. Для Милле был очень важен пейзаж, причем он изображал не девственные природные виды, а возделанные земли. В его картинах почти нет рисунка – Милле сразу писал цветом. Его живопись нюансированная, изысканная, состоящая из многочисленных слоев чистой краски. Именно к Милле обратится Ван Гог, тоже выходец из крестьян, восхищавшийся французским живописцем и копировавший его работы и их черно-белые репродукции в собственном цвете.

Иллюстрация фрагмент картины художника Жан-Франсуа Милле «Крестьяне, сажающие картофель», 1861 и фрагмент картины художника Гюстава Курбе «Девушки на берегу Сены», 1857

Курбе – художник, ухвативший нерв времени, приверженец остросоциальных сюжетов, живописец на баррикадах, щедро раздающий оплеухи обществу. Его живопись достаточно плоскостная, быстрая, грубая, без изысков, такая же сознательно грубая, как и его происхождение. Милле, напротив, – тонкий, нежный, деликатный живописец. Он тоже современен, далек от идеализации, тоже пишет крестьян, т. е. тот круг, который знает лучше всего, но из своих картин он не делает политических высказываний (хотя на фоне скандалов с Курбе в работы Милле критики пытались вчитать какую-то позицию). Он очень уважителен к своим моделям, они для него не инструмент сделать заявление, они ценны сами по себе. Милле – вдумчивый мастер. В живопись Курбе неинтересно всматриваться, на первый план у него выходит сюжет и соответствующая ему манера, это картины-плакаты, которые можно по-разному трактовать, но ими не получится любоваться, а в картины Милле, наоборот, всматриваться можно бесконечно, его живопись наполненная: незамысловатая по первому впечатлению, но на деле невероятно богатая.

Главная иллюстрация фрагмент картины художника Жан-Франсуа Милле «Ночная охота на птиц», 1874 и фрагмент картины художника Гюстава Курбе «Купальщицы», 1853

Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед

Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед

Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.

Статьи об искусстве

Искусство Востока и Запада: пропасть во взглядах

Искусство Востока и искусство Запада – это два равновесных, равнозначных явления. Однако в силу европоцентричности, [...]

Искусство понимать

Мастера соцреализма. Быть вне истории и вне политики очень сложно

При анализе живописного произведения важно учитывать не только тот художественный контекст, внутри которого находился живописец, [...]

Статьи об искусстве

Проза жизни: грязный реализм в живописи и литературе

Творчество американского писателя XX века Чарльза Буковски, представителя так называемого «грязного реализма», не оставляет никого [...]

Записки художника

Разговор с другом-поэтом. В живописи нельзя рассчитывать на благополучие

Дорогой друг, слово «живопись» я понимаю буквально: живо писать красками. Занимаясь живописью, я стараюсь находиться [...]

Статьи об искусстве

Воплощение самоиронии. Подтрунивания над академическими нормами

Если автопортрет А. Попова под номером 7 был подтруниванием над академическими нормами, то автопортрет № [...]

Интервью

Интервью с Анастасией Курьяновой. О любви к музыке, разгромной рецензии и беспощадности в искусстве

— Вот уже несколько лет вы пишете статьи для галереи «Артинвиа». Можете рассказать немного о [...]

Сайт использует cookie. Вы можете отказаться от использования cookie в настройках браузера, однако это может повлиять на работу сайта. Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет. Политика конфиденциальности просматривая этот сайт, вы соглашаетесь с условиями.