В рамках серии, посвященной видам Нескучного сада, один и тот же зимний пейзажный мотив, одну и ту же палитру – сочетание охры и оттенков синего – А. Попов решает совершенно по-разному. Почти все работы цикла – горизонтального формата, камерного размера, большая часть пространства заполнена купами парковых деревьев, но внутри ограниченного поля листа художник разыгрывает каждый раз новый живописный спектакль.
«Пейзаж. Декабрь» – это его собственная интерпретация зимних сюжетов кисти Грабаря. Живопись фактурная, рельефная; мелкие, но объемные, плотно положенные мазки образуют густую вязь краски. Этот картон представляет собой более импрессионистичное решение. Мастер занят световыми эффектами: солнечные лучи скользят по снегу, который покрывает гладь реки, скованной льдом, мягкое освещение придает снежной пелене нежный розоватый оттенок. Работа изобилует тональными нюансами. Грабаря так же, как и А. Попова, увлекает в его зимних пейзажах, как лучи солнца проникают сквозь снежное кружево, укрывающее деревья. Обоих художников волнует пушкинский мотив «мороза и солнца».
«Пейзаж. Январь» напоминает мозаику из плиток или прямоугольных «заплат» краски локального цвета. Это более геометризованный пейзаж, который приобретает черты абстрактности, отвлеченного сочетания жестких разноцветных форм. Здесь мастер оставляет пустые пространства белого картона, нетронутые кистью, за счет чего произведение еще больше начинает быть похожим на мозаику, которой словно выложена белая стена.
«Снежный день в марте» обыгрывает тот же мотив парка, увиденного из окна, но уже в монохромном, построенном на сероватых оттенках колорите. Этот образ почти абсолютно абстрактен. Формы парка, набережной, реки переданы как мутные облака цвета, припорошенные снежными крупинками. Таким образом, мастер постоянно ставит себе новую живописную задачу, раздвигая узкий, ограниченный сюжетный диапазон и наполняя его разнообразием художественных решений.
Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед
Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.
История картины
Миллион алых роз. Цветочный символизм в картинах
Цветы – невероятно популярный мотив в живописи. Они встречаются в портретах, натюрмортах, картинах на религиозные [...]
Сен
Истории из жизни
Страна чудес Рене Магритта. Поэтические связи между объектами
На умение Рене Магритта, прославленного бельгийского художника-сюрреалиста, создавать запоминающиеся образы повлияла, вероятно, в том числе [...]
Ноя
Искусство понимать
Красавицы в роскошных интерьерах. Невидимая рука рынка в истории искусства
При анализе живописного произведения важно не только уметь расшифровывать запутанные аллегории, представлять себе исторический контекст [...]
Сен
Статьи об искусстве
Аллегория упадка. Натюрморт с черепом коня
Натюрморт А. Попова «Колесо. Череп коня. Топор» многослоен с точки зрения считываемых смыслов. Так, художник [...]
Фев
Записки художника
Невидимые волны. Пустынное шоссе и электричка от Загорска к Москве
В 1987 году у меня состоялась совместная с Андреем Медведевым выставка «Живопись 87». Она прошла [...]
Ноя
Искусство понимать
Айдолы и идолы. Христианство и современная корейская культура
Мы уже обсуждали в предыдущих статьях самые разнообразные культурные отсылки в клипах популярной корейской группы [...]
Дек