Цикл книг Фрэнка Герберта «Дюна», знаковое произведение для жанра научной фантастики, – это масштабный замес из религиозных отсылок, античных мифов, средневекового феодализма, историй борьбы с колониализмом в 19-м веке, беллетристики 20-го столетия и современных писателю событий политики, экономики, экологии. Фильм, визуализирующий книгу, добавляет истории еще одно измерение.
Обе части «Дюны» Дени Вильнёва – это самостоятельное художественное произведение: при всем трепетном отношении режиссера к первоисточнику, он не боится его переосмыслять и интерпретировать. В каких-то визуальных решениях съемочная группа отталкивалась непосредственно от текста, но Герберт оставляет большое пространство для фантазии, поэтому многие референсы – это личное видение художников и дизайнеров.
Так, резиденция дома Атрейдесов на Каладане, родной для них планете, предстала в фильме как смесь брутализма, минимализма, готических мотивов и отсылок к японскому садовому искусству. Пол, главный герой, и его мать, леди Джессика, в самом начале фильма завтракают в помещении, по периметру которого расставлены миниатюрные деревца – бонсай – на фоне круглых окон, отчетливо напоминающих о восточноазиатской архитектуре. Выбор бонсая как декоративного элемента не может быть случаен. Ментальные практики по закаливанию ума – техники, которыми прославился орден Бене Гессерит – Герберт почерпнул в том числе из японского дзен-буддизма.
Художники привнесли в интерьер резиденции и испанскую нотку – дедушка Пола, погибший в бою с быком (вспоминается коррида), изображен на портрете, напоминающем творчество Гойи.
По признанию художницы по костюмам Жаклин Уэст, историка искусства по образованию с двумя дипломами университета Беркли за плечами, создавая образы представителей дома Атрейдесов, она вдохновлялась Романовыми – по всей видимости, семьей Николая II, – потому что Атрейдесы в книге тоже переживают конец своей династии. Цепочки на мундирах Пола и его отца Лето в сцене приветствия посланников императора, действительно, очень похожи на аксельбанты на царской форме.
В свою очередь, Арракис, планета-пустыня, на которой находится бесценный ресурс – специя, позволяющая совершать межпланетные путешествия, – несомненно, отсылает к Ближнему Востоку с его столь же бесценной нефтью. Арракин, столица Арракиса, предстает несколько переработанным шумерским зиккуратом. Интерьеры резиденции декорированы резными сюжетными панелями, которые близко напоминают низкие ассирийские рельефы. Образы фрименов – обитателей пустыни – навеяны внешним видом бедуинов или туарегов.
Гьеди Прайм, планета дома Харконненов, главных антагонистов первой книги, совершенно лишена цвета. Для передачи выжженного состояния оператор разработал особый способ инфракрасной съемки. На Гьеди Прайм нередко проходят гладиаторские бои, участники которых облачены в кожаные доспехи, привычные зрителю по фильмам о Римской империи. Жители Гьеди Прайм лишены волос (находка художников по костюмам, в книге Харконнены таковыми не были) – как скинхеды.
Наконец, образы представительниц Бене Гессерит, женского ордена, плетущего свои собственные интриги, в том числе генетические, впитали в себя и мусульманскую бурку, и наряды персонажей колоды таро. По словам художницы по костюмам, она также вдохновлялась шахматными фигурами и живописью Джотто, великого художника эпохи проторенессанса. Вероятно, Уэст позаимствовала у него многослойность одежд его персонажей.
Обе части «Дюны» – мозаика, собранная из разнообразных художественных явлений и визуальных источников. И, как мы могли убедиться, заимствование формы, внешнего вида, может потянуть за собой и наделение образа дополнительными коннотациями, смыслами, превращая вселенную истории в еще более многослойный пирог аллюзий.
—
Главная иллюстрация кадр из видео «Дюна. Часть вторая». Эпический научно-фантастический фильм, снятый на основе романа Фрэнка Герберта. Warner Bros. Pictures, 2024
Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед
Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.
Статьи об искусстве
Символ тщетности бытия. Послание в узоре.
Предметный мир натюрморта «Кринка и кости» кисти А. Попова достаточно лаконичен: это глиняная кринка, кости [...]
Авг
Статьи об искусстве
Поцелуй. Романтизированный образ города
В мировом искусстве прослеживается длинная традиция запечатления поцелуя. Это один из самых любимых художниками мотивов. [...]
Дек
Истории из жизни
Веселые ученические годы К. Коровина
Как вспоминал художник К. Коровин, в бытность свою ученик Московского училища живописи, ваяния и зодчества, [...]
Дек
Записки художника
Токи, исходящие от картин. Запах льняного масла и масляной краски
Мне 14 лет. Я иду с мамой первый раз в Музей изобразительных искусств им. А. [...]
Июл
Истории из жизни
Софонисба. Уникальные имя и судьба
Софонисба Ангвиссола – одна из немногих художниц эпохи Ренессанса, добившихся международного признания. Она была прекрасно [...]
Июл
Статьи об искусстве
Карикатурное воплощение патологий общества
На полотне А. Попова «Отель» представлены не конкретные люди, а, скорее, карикатурные типажи. Гипертрофированно пышнотелая [...]
Окт