При анализе живописного произведения важно не только уметь расшифровывать запутанные аллегории, представлять себе исторический контекст создания работы, знать, из какой среды вышел художник, кто был его учителями, где и какое он получил образование, но и учитывать, кто выступал его заказчиком, патроном, какую нишу живописец занимал на художественном рынке, чьи вкусы стремился удовлетворить. Художник не всегда гордый, одинокий, независимый творец – он точно так же, как и покупатели, галереи, арт-дилеры, является агентом на арт-рынке. Живописец тоже выполняет заказ – будь то заказ частный, государственный, церковный – или рассчитывает продать свою работу, начатую по собственной инициативе, монарху, музею, частному лицу.
Исследователи, которые прибегают к методу социальной истории искусства, располагают поистине богатым материалом: они анализируют переписку художников с заказчиками, в которой обсуждались бы детали заказа, его стоимость, возможно, даже взаимные претензии; изучают документы по оплате произведений, чеки; знакомятся с газетными заметками, которые освещали бы стоимость входных билетов на художественные выставки и статистику по количеству посетивших их зрителей – эта информация свидетельствовала бы о популярности или, наоборот, невостребованности выставки, а значит, и творчества художника. И иногда такие документы обнаруживают удивительные подробности. Например, те картины, которые сегодня пылятся в запасниках или их след вообще потерян в песках времени, в прошлом гремели на весь мир.
Так, мало кто сегодня знает о таком художнике, как Марцелий Сухоровский, а тем временем в 1880-е гг. он пользовался невероятным успехом не только в России, но и за рубежом. Уроженец Австро-Венгрии и выпускник Петербургской Академии художеств, он чрезвычайно натуралистично писал эффектных красавиц в роскошных интерьерах.
Демонстрируя свои работы, он оформлял выставочное помещение как будуар, использовал особое «огненное» освещение холста, размывал грань между картинной действительностью и реальностью с помощью, например, брошенных рядом с полотном атласных туфель. Но особенно он прославился своей картиной «Нана», которая ныне, как и ее автор, неизвестна не только широкой публике, но и, пожалуй, многим специалистам. Картина изображает молодую обнаженную девушку на кушетке и вдохновлена героиней одноименного романа Эмиля Золя. Задолго до Хельмута Ньютона Сухоровский реализовывал его знаменитый принцип sex sells, «секс продается». Неслучайно многие критики-современники – «педанты», как писала потом газета «Нива» – называли Марцелия Сухоровского «порнографом». Религиозные деятели писали гневные статьи, возмущаясь эффектом, который «Нана» производила на зрителей: некоторые из ценителей прекрасного, по их собственному признанию, прямо с выставки бежали в «один из известных домов на Цветном бульваре».
Несмотря на то что сегодня картина почти забыта, в свое время она пользовалась бешеной популярностью – например, в газете «Русский курьер» писали о том, что на сольной выставке в Петербурге, на которой демонстрировалась одна лишь «Нана», в течение менее полутора месяцев побывало более 25 тысяч человек – это колоссальный успех! При этом чтобы посмотреть на картину в Москве, нужно было заплатить 50 копеек – цена очень высокая, учитывая, что зрителю было представлено одно-единственное произведение. Неудивительно, что художник устраивал многочисленные выставки одной картины в разных локациях, гастролировал с ней по миру, и в итоге полотно приобрел английский промышленник за 100 тысяч франков, а работу называют самой дорогой русской картиной.
Возможно, с художественной точки зрения «Нана», несмотря на всю тщательность отделки и фотографичность, не отличается новаторством или наполненностью самой живописи, но как феномен на арт-рынке она, несомненно, заслуживает внимания исследователей. Искусствоведы не только анализируют форму, пишут, о том, как хорош жирный мазок у Машкова или как точен рисунок Энгра, но и занимаются более приземленными сюжетами, считают чужие деньги – художников, заказчиков и зрителей, – прикидывают выгодность художественного предприятия. И от этого меньше искусствоведами они не становятся.
—
Главная иллюстрация фрагмент картины «Нана» живописца-портретиста, академика Императорской Академии художеств, М. Г. Сухоровского, 1881
Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед
Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.
Спасибо за Сухоровского! Иллюзионизм в разные эпохи же был популярным, поп-искусством, включая и диорамы с панорамами пейзажей и битв, и натуралистические обманки с микроскопическими деталями))) Неподвижная картина, как аттракцион, невидаль, спектакль, бурлеск))) в конце концов… Магия оживания, чудо жизни. А вот ещё приходит на память, как выстраивались очереди флорентийцев взглянуть на незаконченный картон Леонардо к «Святой Анне с Марией с младенцем Иисусом и Иоанном Крестителем» — просто прорыв к чему-то божественному, возможно))).
Интересно. Спасибо, что поделились своими впечатлениями!