Об искусстве. Статья. Фильм "Барби" как история Адама и Евы: изгнание из рая и осознание себя

Фильм «Барби» как история Адама и Евы: изгнание из рая и осознание себя

В начале была Барби – американская компания Mattel представила культовую куклу публике в 1959 году и лишь после, два года спустя, выпустила Кена, бессменного «бойфренда» Барби. «Биография» игрушки отзеркалила библейскую историю создания человека: в Книге Бытия Бог сначала все-таки сотворил из праха земного Адама, а Еву – потом, из его ребра. За сюжетом фильма «Барби», нашумевшего хита прошедшего лета, неслучайно угадывается призрак Ветхого Завета. Режиссер и сценаристка фильма Грета Гервиг в одном из интервью сама подтвердила связь сюжета ее проекта с библейским нарративом.

Кукла и ее Мир. Иллюстрация кадр из видео Barbie, 2023. Канал Warner Bros. Pictures.
Иллюстрация кадр из видео Barbie, 2023. Канал Warner Bros. Pictures

Точно так же как Барби – это Ева во вселенной фильма, а Кен – Адам, так и Барбиленд – это Рай, Эдем (по крайней мере для Барби): яркий красочный мир, в котором каждый день тепло и солнечно, а жизнь его вечно улыбающихся обитателей подобна идеально налаженному механизму (пусть крупицы счастья Кену-Адаму и достаются лишь тогда, когда Барби удостаивает его своим вниманием). В домах кукол даже нет стен – Барби незнакомо понятие стыда или наготы (как оно не было знакомо Адаму и Еве до Грехопадения).

Однако внезапно, в разгар вечеринки, Барби в голову приходят мысли о смерти, которые она и озвучивает, пугая других Барби. Чуть позже она отправляется в реальный человеческий мир, а за ней в свою очередь увязывается Кен (этот сюжетный твист, своеобразное изгнание из рая, только вынужденно-самовольное, повторяет Библию чуть более точно, чем общий нарратив: на путь познания первой ступает именно Барби). В человеческом мире куклы, одетые в нелепые ковбойские наряды, вдруг осознают, что на них смотрят, а значит, Барби и Кен осознают и самих себя (как Адам и Ева, которые после вкушения плода познания с древа добра и зла осознали свою наготу). Фильм в очередной раз задает вопрос, над которым философы бьются на протяжении столетий: что лучше – счастливое неведение или осознание свободы своей воли, за которым, однако, неотступно следуют постоянные сомнения и терзания?

Библейская тема возникает в фильме еще раз, только на визуальном уровне, когда Рут Хэндлер, создательница Барби, протягивает руку кукле, словно Творец во фреске «Сотворение Адама» Микеланджело.

Иллюстрация кадр из видео Barbie, 2023. Канал Warner Bros. Pictures

Однако в «Барби» нашла отражение не только ветхозаветная версия появления человечества, но и эволюционистская, дарвинистская теория, решенная, тем не менее, в комическом ключе: «Барби» открывается цитатой из «Космической одиссеи 2001 года» Стэнли Кубрика. У Кубрика в прологе, названном «На заре человечества», приматы, обитающие в предгорной саванне, учились применять кости животного как орудие убийства в борьбе за выживание после того, как перед ними необъяснимым образом вырастал непонятный черный монолит, будивший их сознание. У Гервиг маленькие девочки – под музыкальную тему из поэмы Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра», которая звучала и у Кубрика – играют в куклы, когда внезапно перед ними появляется гигантская Барби, и они, очарованные ею, начинают яростно крушить свои старые игрушки.

Иллюстрация кадр из видео 2001: A SPACE ODYSSEY. Канал Warner Bros. Pictures

Отсылка к «Космической одиссее» – не единственная аллюзия на поп-культуру в фильме. Эстетика «Барби» очевидно вдохновлена Золотым веком Голливуда, мюзиклами 30-х, 40-х и 50-х годов. Вечеринка в Барбиленде отсылает к более позднему кино и 70-м, а именно к «Лихорадке субботнего вечера» с Джоном Траволтой (неслучайно в качестве саундтрека в этой сцене звучит песня Дуа Липы в духе диско), образ которого, правда, из другого фильма, «Бриолин», заимствует Райан Гослинг (исполнитель роли Кена) в музыкальной вставке во время войны Кенов.

Есть в фильме отсылки и к высокой культуре – например, к Марселю Прусту и его знаменитому роману «В поисках утраченного времени». Когда Барби хотят поместить в коробку, на нее накатывают воспоминания: по ее словам, «прустианский флешбек» (на что директор Mattel замечает, что «Прустианская Барби» в продаже в свое время провалилась). У французов есть выражение: «съел мадленку Пруста» (мадленка – маленькое печенье в форме ракушки) – в романе именно мадленка пробудила у героя его далекие воспоминания. Такой мадленкой для Барби становится коробка.

Иллюстрация кадр из видео Barbie, 2023. Канал Warner Bros. Pictures

«Барби» – не просто голливудский блокбастер и феминистский манифест: это одновременно и целый калейдоскоп аллюзий на западную поп-культуру второй половины 20-го века, и экзистенциальное размышление, навеянное самой продаваемой книгой в истории.

Главная иллюстрация кадр из видео Barbie, 2023. Канал Warner Bros. Pictures. Американская приключенческая фэнтезийная комедия режиссёра Греты Гервиг по сценарию, написанному Гервиг и Ноа Баумбахом.

Подпишитесь на канал. Следите за нашими новостями в удобном формате

Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед

Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед

Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.

Статьи об искусстве

Дон Кихот. Испанский идальго на русской почве

Герой романа Сервантеса не раз привлекал внимание многих выдающихся художников. Несколько сотен иллюстраций к книге, [...]

Истории из жизни

Тернии и звезды в жизни Константина Коровина

Существует расхожий миф о том, что балерины подсыпают битое стекло в пуанты соперниц. Но Константину [...]

Искусство понимать

Красота требует жертв. Фигурное катание и искусство

Многие фигуристы, используя в своих программах балетную музыку, лишь методично выполняют под нее необходимый набор [...]

Выставки художника

Выставка «Улица» сближение искусства и реальности. Москва 1989 год

Экспозиция «Улица» в Центральном Доме Художника стала следующим этапом поисков Попова в области максимального сближения [...]

Статьи об искусстве

Несколько мотивов и эпох. Ощущение безразличия и одиночества

Сюжетно картина А. Попова «Страсти Христовы» заключает в себе несколько мотивов и эпох. Чуть смещенная [...]

Записки художника

Осознание себя. На полу в темной комнате в чулках и шортах на лямках

Мое первое осознание себя связано с таким воспоминанием: я стою у деревянного, потемневшего от прошедшего [...]

Сайт использует cookie. Вы можете отказаться от использования cookie в настройках браузера, однако это может повлиять на работу сайта. Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет. Политика конфиденциальности просматривая этот сайт, вы соглашаетесь с условиями.