Использование моторов и механических устройств художниками для создания картин или арт-объектов является примером того, как технологии и инновации могут применяться для расширения границ творческого процесса и создания новых вариантов самовыражения.
Рассказывая о механических устройствах в искусстве, нельзя не упомянуть Жана Тэнгли, выдающегося швейцарского скульптора, члена группы «Новый реализм», яркого представителя кинетического искусства, вдохновлённого дадаизмом. Он получил международное признание в 60-х годах прошлого столетия за свои тщательно продуманные крупномасштабные арт-объекты, которые создавал из металлолома и других подручных материалов. Тэнгли конструировал удивительные скульптуры, известные как «Мета-Матик: машины, производящие произведения искусства». Он один из первых кто использовал мотор для передачи движения пишущему стержню, который, в свою очередь, скользил по листу бумаги, нанося на плоскость линии по непредсказуемым траекториям.
Одной из известных работ Тэнгли является «Мета-Матик № 17». Это произведение было специально создано для Парижской биеннале, которая состоялось в 1959 году. Мотор приводил инсталляцию в движение и, посредством зацепления шестерен, колес и других механических частей, импульс передавался карандашу или фломастеру.
Стержень беспорядочно касался поверхности бумаги, и посетители могли наблюдать, как в процессе работы механизм создавал интересную композицию из линий и точек.
Критики неоднозначно восприняли инсталляцию. Некоторые хвалили работу, видя в ней смелый эксперимент, бросающий вызов традиционным представлениям об арт-объектах. Другие критиковали за бесполезность и отсутствие содержания. Кто-то называл инсталляцию «сложной игрушкой», «автоматом для игры в пинбол». Но, несмотря на это, работа стала важным событием для того времени, особенно в области кинетического и интерактивного искусства.
Интересная история связана с появлением инсталляции на одном выставочно-ярмарочном мероприятии. Работа Тэнгли уже была известна зрителю, и на выставку пришло много желающих, чтобы попробовать самостоятельно запустить процесс и посмотреть, как механизм создает уникальные рисунки. Однако в момент запуска случилось непредвиденное: одна из деталей сломалась. Скульптора это нисколько не смутило. Напротив, на глазах у изумлённой публики, он методично разобрал часть конструкции и принялся ремонтировать вышедший из строя механизм, используя молоток, плоскогубцы и другие инструменты. Всего за несколько часов Тэнгли смог устранить неисправность, и инсталляция снова начала работать, создавая для зрителя интересные и непредсказуемые рисунки.
Инцидент стал своего рода полноценным арт-событием: зрители наблюдали за процессом ремонта, фотографировали и подбадривали художника, отмечая его сообразительность, импровизацию и мастерство.
Инсталляции Тэнгли позволили найти важную связь между искусством и технологиями, и прийти к пониманию, что машины можно использовать для создания полноценных произведений искусства, которые будут также впечатлять зрителя, как и произведения, созданные обычным способом — руками художника.
Технику, в которой мотор используется для создания произведений искусства, исследовали многие художники. Например, А. Попов в рассказе «Живопись на гвозде», описывает процесс создания картины «Сотворения мира» 1974 года, в котором мотор применяется им для нанесения краски. Художник закреплял холст на полу, выдавливал масляные краски на вал мотора и подавал питание, включая штекер в розетку. При вращении вала краска слетала и плотно впечатывалась в поверхность холста, образуя абстрактные, вытянутые пятна, чем-то напоминающие, кометы в космическом пейзаже.
Наследие Жана Тэнгли продолжает жить и сегодня, вдохновляя новых авторов на использование в своих работах моторов, механических устройств, цифровых инструментов, робототехники и других передовых технологий. Такие произведения искусства всегда будут являться примером смелого творческого подхода, нескончаемым источником интерпретаций, что в целом очень важно для развития искусства.
—
Иллюстрация Жан Тэнгли и «Мета-Матик № 17» около Эйфелевой башни, 1959 год. Фотография John R. Van Rolleghem. Музей Стеделейк Амстердам. Картинка с сайта e-flux.com
Автор: Александр Вихров / Копирайтер
Копирайтер и рерайтер, специалист в области компьютерных программ. Дизайнер, занимающийся разработкой и версткой макетов в графических редакторах. Многофункциональный сотрудник, находящийся в процессе постоянного обучения и поиска материалов, расширяющих границы восприятия и улучающих профессиональные навыки.
Любой творческий процесс получения изображения и является своего рода механизмом. Сооружение автором некоего механизма, который как-будто без его помощи сам нечто изображает напоминает, например, автоматическое письмо в спиритизме, или гадание на кофейной гуще, или по дыму, когда получается спонтанная абстракция. И само это сооружение — творческий акт, артефакт — как действие и предмет одновременно. Тэнгли на фото напомнил даже крылатый леонардовский летательный аппарат))), на котором можно улететь от обыденности здравого смысла, есть в этом особый кайф абсурдизма, может быть.
Альбер Камю говорил: «Следует постараться «вписаться» в эту абсурдную жизнь и примириться с тем фактом, что мы живём в мире без предназначения. Люди могут сами создавать смысл своей собственной жизни, который может и не быть объективным смыслом жизни, но всё же давать что-то, за что можно бороться». У Тэнгли это получилось.