Может сложиться обманчивое впечатление, что суть профессии искусствоведа – писать велеречивые тексты, полные пышных эпитетов и витиеватых метафор, описывая словами то, что художник выразил с помощью своего материала, будь то краски, глина, камень, бумага, мусор, собственное тело. Многие считают, что все, чем занимается искусствовед – это пересказ забавных баек из жизни художников и составление подборок интересных фактов о картинах. Часто даже профессиональные искусствоведы, которые оказываются в медиасреде, подчиняясь запросу читателей, начинают ограничивать себя подобными, достаточно поверхностными историями. Безусловно, ничего плохого в анекдотах нет – искусствоведы тоже любят посмеяться. Но важно понимать, что это лишь вершина айсберга, приятный бонус.
Объект исследования искусствоведа – это искусство. Но что такое искусство? Это и живопись, и скульптура, и архитектура, и кинематограф, и фотография, и перформанс, и театр… объект истории искусства неоднороден.
Однако искусство не существует в вакууме – оно соприкасается с другими сферами жизни: политикой, экономикой, социумом, культурой в самом широком понимании этого слова. Соответственно, углы, под которыми можно рассмотреть искусство, чрезвычайно разнообразны – поэтому разнообразны и методы, которыми пользуются искусствоведы, проводя свой анализ.
Метод – это своего рода инструмент, как, например, скальпель у хирурга. Инструменты бывают разными – для решения разных задач. Искусствовед может заниматься привычным широкому читателю анализом формы: т.е. тем, как художник работает с линией, цветом, объемом, светом, пространством, фактурой – в таком случае он применяет метод т.н. формального анализа. Специалист может также анализировать, как историко-культурный контекст повлиял на выбор художником… фактически всего: размера, формата произведения, цвета, композиции, более графического или более живописного подхода, сюжета, способа изобразить персонажей. Очень популярен сегодня метод социальной истории искусства – когда искусствовед изучает, как заказчик и художественный рынок определили выбор художником своего инструментария. Историки искусства заимствуют методы из соседних областей знания – на искусство можно посмотреть сквозь призму постколонильного дискурса, феминистских исследований и т.п.
Историк искусства, как и историк в принципе, зачастую вынужден обращаться к источникам – как опубликованным (например, газетам, журналам), так и неопубликованным, т.е. архивным.
Получается, искусствоведу необходимо уметь работать не только с визуальным материалом, но и с вербальным текстом. Текст помогает восстановить не только статистические данные о художниках и их творчестве – такие как имя заказчика, стоимость работы, годы жизни мастера – но и разъяснить задачи, которые стояли перед художником, когда он выполнял свое произведение, какие функции он реализовывал, как относился к своему собственному искусству и искусству современников и предшественников. Список вопросов, которые можно задать источнику, бесконечен. Реконструкция среды, в которой создавалось, хранилось, экспонировалось, использовалось произведение искусства и формировался художник, может, в свою очередь, перевернуть понимание работы. Отдельная тема – реконструкция взгляда зрителя и попытка дистанцироваться от современной перспективы. Например, знаменитая «Венера Урбинская» Тициана кажется сегодня совершенно неприличной картиной, полной эротического содержания, а значит, естественно предположить, что создавалась она исключительно для услаждения взгляда. Однако при анализе контекста и миропонимания зрителей того времени оказывается, что это нагруженный смыслом свадебный портрет, который, однако, изображает не невесту, а абстрактную богиню, и при этом служит невесте наставлением перед свадьбой. То, что для современного зрителя совершенно непристойно, для ценителя 16-го века было в порядке вещей.
Работа искусствоведа фактически совпадает с работой детектива, который, правда, опоздал на место преступления – иногда на пару сотен, а иногда на пару тысяч лет.
Соответственно, главная улика – само произведение искусства. Исследователь также дополнительно кропотливо собирает улики, рассыпанные вокруг, которые могут быть связаны каким-либо образом с картиной/скульптурой/пьесой/фильмом и пр. Историк искусства критически анализирует все эти улики, отсеивает те, что кажутся неуместными или подозрительными, ложными, выискивает скрытые смыслы и читает между строк, «допрашивает свидетелей», обращаясь к письмам, воспоминаниям, дневникам того времени, которое его интересует, – а иногда и непосредственно интервьюирует тех, кто имеет отношение к его/ее предмету исследования, если произведение искусства было создано не так давно. Словом, профессия искусствоведа требует аналитических навыков и навыков критического мышления, умения работать как с вербальным, так и с визуальным текстом, связывая все это воедино и служа медиумом между произведением искусства – и всей той эпохой и смысловой нагрузкой, которая за ним стоит – и современным зрителем.
—
Иллюстрация кадр из фильма «Экскурсия по шедеврам ХХ века». В кадре картина «Композиция VII» художника В. Кандинского. Проект Третьяковской галереи, Сбербанка и Okko — онлайн-экскурсий по музею в уникальном формате.
Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед
Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.
История картины
Трагическая история неразделенной любви
Излюбленным источником сюжетов для художников-прерафаэлитов была баллада английского поэта Альфреда Теннисона «Леди из Шалот». Пожалуй, [...]
Дек
Искусство понимать
Мастера соцреализма. Быть вне истории и вне политики очень сложно
При анализе живописного произведения важно учитывать не только тот художественный контекст, внутри которого находился живописец, [...]
Июл
Статьи об искусстве
Горы и люди. Двойственное послание
Картина А. Попова «Всадник» задает вопросы, но не дает ответов. В ней живописец вновь обыгрывает [...]
Окт
История картины
Движение — это жизнь. Смелые эксперименты с мотором в искусстве
Использование моторов и механических устройств художниками для создания картин или арт-объектов является примером того, как [...]
Мар
История картины
Портрет османского правителя. У истоков ориентализма
В Лондонской Национальной галерее хранится один занимательный портрет турецкого султана кисти венецианского художника 15-го века [...]
Сен
Арт-критика
«Поэт и царь» в Царском селе. Выставка о сложных взаимоотношениях А.С. Пушкина с власть имущими
7 июня в музее-заповеднике «Царское село» в Камероновой галерее открылась выставка «Поэт и царь», приуроченная [...]
Июн