Искусство понимать. Что такое художественный контекст и зачем он нужен при анализе картин?

Что такое художественный контекст и зачем он нужен при анализе картин?

Для того чтобы как можно полнее проанализировать произведение искусства, необходимо погрузить его в самые разные контексты – как любят говорить искусствоведы, контекстуализировать. Один из таких контекстов – художественный контекст, т. е. все то, что художник успел повидать на своем веку, т. н. насмотренность, а кроме того, его окружение, учителя, стили, господствующие в эпоху, на которую пришлось его творчество, и т. д.

Поясним важность понимания художественного контекста на конкретном примере. В произведениях советского неофициального искусства 50-60-х гг. мы нередко можем заметить множество отсылок к творчеству русских авангардистов и французских мастеров начала XX века. Художники перебрасывают мостик из хрущевской «оттепели» в последние десятилетия Российской империи и Францию накануне Первой мировой войны. Например, в искусстве Владимира Вейсберга, очень самобытного советского живописца, многие цветовые и композиционные эксперименты опираются на поиски Матисса, Сезанна, Машкова и других московских сезаннистов, представителей художественного сообщества «Бубновый валет». Но главные исследования Вейсберга в области цвета приходятся как раз на рубеж 50-60-х гг., когда художник вырабатывает собственную классификацию этапов колористического восприятия и в итоге доходит до своей уникальной системы «невидимой» живописи, т. н. «белого на белом». Юрий Злотников в своей серии «Сигнальные системы», начатой в 50-х, напрямую продолжает абстракционистские исследования Казимира Малевича, помноженные на характерное для эпохи увлечение вычислительной математикой. Но откуда же эти цитаты в картинах живописцев, почти, казалось бы, не имевших доступа к живым произведениям русского авангарда в стране победившего соцреализма? Ответ нужно искать как раз-таки в художественном контексте, внутри которого находились мастера.

Иллюстрация кадр из видео «Самая быстрая история русского искусства XX века», канал Arzamas

Так, многие советские неофициальные живописцы ходили в мастерскую к Роберту Фальку, участнику выставок «Бубнового валета», эмигрировавшему во Францию и жившему в конце 1920-х – 1930-х гг. в Париже, но вернувшемуся в Советский союз, где он стал фактически хранителем и медиумом художественных традиций русского авангарда, французских постимпрессионистов и старых мастеров.

Колоссальное влияние на развитие советской андеграундной живописи оказало восстановление залов классического искусства в ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве в 1954 г., а музей – это лучшая школа для художника. Более того, в 1955 г. в Пушкинском музее проходят две знаковые выставки: выставка картин Дрезденской галереи и выставка французского искусства, на которой были продемонстрированы произведения французских художников XX века из расформированного в 1948 г. Музея нового западного искусства (ГМНЗИ), в том числе произведения Матисса и Сезанна, происходившие в основном из коллекций Ивана Морозова и Сергея Щукина. В 1956 г. в Пушкинском состоялась первая выставка Пикассо в СССР, которую открывал Илья Эренбург, придумавший само слово «оттепель» для описания постсталинской эпохи.

Иллюстрация кадры из видео «Наше наследие. В Афинах у Георгия Костаки», канал Советское телевидение. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД

Еще одним важным источником богатых визуальных впечатлений для советских неофициальных художников стала коллекция Георгия Костаки. Костаки, грек по происхождению, жил в Москве и работал в греческом, финляндском, шведском и канадском посольствах, параллельно собирая коллекцию русского авангарда, советского андеграунда, иконы и даже игрушки. Многое приходившим к нему художникам было известно лишь по черно-белым репродукциям, а на квартире Костаки, где устраивались душевные посиделки под гитару, на которой играл сам хозяин дома, можно было увидеть все то, что живописцы знали по книгам, в цвете.

Облик советского неофициального искусства, которым сегодня принято гордиться и которое высоко котируется на международном арт-рынке, фактически определил шанс познакомиться с выдающейся русской и европейской живописью предшествующих эпох. Без понимания истоков андеграундного искусства оно останется вырванным из контекста нелогичным феноменом. А осознание того, что художники видели и каким образом они могли это увидеть, позволяет выстроить стройную систему мирового искусства и понять место русского искусства внутри нее.

Главная иллюстрация кадр из видео «1956 год. Исторический цикл» материал Л. Парфенова, канал Parfenon

Подпишитесь на канал. Следите за нашими новостями в удобном формате

Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед

Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед

Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.

Записки художника

Мертвые души. Александр Калягин в книжном на rue Beaubourg в Париже

Как-то у меня закончились масляные краски. Это было 1989 году. Безрезультатно я пытался их купить, [...]

Статьи об искусстве

Интересная профессия. Чем занимается искусствовед?

Может сложиться обманчивое впечатление, что суть профессии искусствоведа – писать велеречивые тексты, полные пышных эпитетов [...]

Записки художника

Актуальное искусство. Выставка в московском продуктовом магазине

Использованные консервные банки идеально пригодны для живописи. Во-первых, вскрытые консервные банки имеют разнообразные интересные формы [...]

Истории из жизни

Караваджо. Бунтарь без причины

Микеланджело Меризи да Караваджо – enfant terrible мирового искусства, обладавший взрывным темпераментом. Однажды он попал [...]

Статьи об искусстве

Натюрморт с банками. Обаяние обыденности

Натюрморт – важная тема на протяжении всего творчества А. Попова. Свои натюрморты художник часто конструирует [...]

Статьи об искусстве

Античные мотивы в творчестве А. Попова

Античность на протяжении столетий не перестает волновать воображение художников. А. Попов, в творчестве которого нередки [...]

Сайт использует cookie. Вы можете отказаться от использования cookie в настройках браузера, однако это может повлиять на работу сайта. Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет. Политика конфиденциальности просматривая этот сайт, вы соглашаетесь с условиями.