В послевоенные 1940-1950-е гг. гравитационный центр мира искусства переместился из Парижа в Нью-Йорк, где возникло новое направление в живописи, а именно абстрактный экспрессионизм. Его представители – Джексон Поллок, Виллем де Кунинг, Франц Клайн, Ли Краснер, Марк Ротко, Барнетт Ньюман – сломали устоявшиеся живописные конвенции и своими главными ценностями объявили спонтанность и импровизацию. Может показаться, что художники просто отказались от своей живописной школы и стали беспорядочно размазывать краску по холсту, однако в действительности новое течение опиралось на обширную теоретическую базу.
Ключевыми факторами рождения абстрактного экспрессионизма стали открывшиеся перед американскими художниками возможности лицезреть европейское авангардное искусство, а также разразившаяся война. Авангард из Европы можно было увидеть в Музее современного искусства, открывшемся в 1929 г., Музее живого искусства, который размещался в Университете Нью-Йорка, Музее непредметной живописи (предтече музея Гуггенхайма). Там можно было познакомиться с работами Матисса, Пикассо, Мондриана, Леже, Кандинского, Эля Лисицкого и других. Многие художники, такие как Эрнст, Дали, Бретон, Леже, бежали от ужасов войны, некоторые эмигрировавшие мастера занялись педагогической практикой и стали обучать американцев модернистскому искусству.
Именно сюрреалистов (а Эрнст, Дали, Бретон были сюрреалистами) можно назвать предшественниками абстрактных экспрессионистов. Сюрреалисты сместили фокус внимания на бессознательное. Так, Бретон, один из лидеров направления, определял сюрреализм как «чистый психический автоматизм», который стремится выразить «реальное функционирование мысли». Сюрреалисты придумывали всяческие игры, чтобы раскрепостить сознание и зафиксировать проявления бессознательного. Например, они позаимствовали у Фрейда метод «автоматического письма», когда нужно было быстро писать все, что приходит в голову. Обращались они и к «автоматическому рисунку».
Абстрактных экспрессионистов привлекала психология Юнга с его концепцией коллективного бессознательного, искусство древних и примитивных культур. Художники предпочитали разуму воображение, пытались избавиться от этапа осмысления, который предшествовал переносу мыслей на плоскость, фактически они хотели отключить голову. От этого рождались новые живописные техники.
Поллок лил и разбрызгивал краску на голый холст, лежавший на полу (традиционные мольберт и кисти не использовались). Поллока и художников, близких его методу, интересовал сам акт живописи, передача динамики, энергии, движения с помощью жеста художника, размашисто разбрызгивающего краску. Благодаря непосредственности выражения, не отягченного рефлексией, живописное произведение раскрывало, по мнению абстрактных экспрессионистов, суть художника. Живописец фактически сам действовал на холсте, а не просто воспроизводил реальность, холст стал его сценой.
Второе важное направление внутри абстрактного экспрессионизма – это огромные полотна, закрашенные краской одного цвета (Ротко, Ньюман). Адепты этого течения хотели впечатлить масштабом и большим концентрированным количеством краски одного цвета, а не усладить взгляд. Они стремились не к прекрасному, а к возвышенному, опираясь на эстетическую концепцию английского философа 18-го века Эдмунда Бёрка.
Метод абстрактного экспрессионизма скоро распространился по всему миру – картинам посвящались публикации, организовывались их передвижные выставки. Музей современного искусства в Нью-Йорке даже организовал дорогостоящий тур американского абстрактного экспрессионизма по Европе в конце 1950-х гг., чтобы прорекламировать новое искусство США – предприятие, как оказалось, спонсировалось ЦРУ. Абстрактный экспрессионизм вышел и за пределы западного мира. Так, Кадзуо Сирага, японский художник, представитель возникшей в 1950-е гг. группы Гутай, подвешивал себя над холстом и водил ногами по сгусткам масляной краски. Он рассчитывал, что, используя ноги, а не тренированную, набитую руку, он сможет быть более свободным от академической традиции.
Абстрактный экспрессионизм, в том числе извод Поллока с его хаотичными брызгами краски, привлекает внимание художников до сих пор. Абстракционистские работы можно обнаружить и в творчестве Александра Попова – снова метод абстрактного экспрессионизма становится способом транслировать эмоциональное состояние художника, реагирующего на события внешнего мира. И снова этот метод завязан на социально-политических потрясениях – абстрактная картина обретает конкретное смысловое измерение за счет своего названия.
Несмотря на кажущийся хаос и элементарность, произведения абстрактного экспрессионизма, чьи корни уходят в психоаналитические теории начала 20-го века, творчество сюрреалистов и эстетические трактаты 18-го столетия, несут большую эмоциональную и смысловую нагрузку. Художники осознанно стремятся освободиться от осознанности, обрести свободу и непосредственность выражения. Именно предварительная рефлексия, но полное отсутствие рефлексии в моменте – это то, что делает их художниками, а не малярами.
—
Главная иллюстрация кадр из видео Kazuo Shiraga: Looking Beyond the Brush. Канал на YouTube: Sotheby’s.
Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед
Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.
Статьи об искусстве
Больше, чем граффити. Паблик-арт Бэнкси и Хэмблтона
Ричард Хэмблтон – «крестный отец уличного искусства» – гораздо менее известен широкой публике, чем его [...]
Янв
Записки художника
Невидимые волны. Пустынное шоссе и электричка от Загорска к Москве
В 1987 году у меня состоялась совместная с Андреем Медведевым выставка «Живопись 87». Она прошла [...]
Ноя
Истории из жизни
Посланник Запада в Китае, или мастер на все руки
Джузеппе Кастильоне – итальянский художник 18 века, слава к которому пришла не в Европе, а [...]
Ноя
Статьи об искусстве
Феномен фланера. Впечатление от шумного города
В работе «Около Большого театра» А. Попов выбирает то же место и тот же мотив, [...]
Ноя
Истории из жизни
Театральная жизнь Валентина Серова
Валентин Серов был генетически укоренен в театральную жизнь. Отец художника сочинил нескольких популярных в свое [...]
Окт
Истории из жизни
Тернии и звезды в жизни Константина Коровина
Существует расхожий миф о том, что балерины подсыпают битое стекло в пуанты соперниц. Но Константину [...]
Авг