История картины. Загадка старой картины Гроза (картина Джорджоне)

«Гроза» Джорджоне. Загадка старой картины

«Гроза» – это, пожалуй, самая загадочная картина Джорджоне, великого венецианского живописца 16-го века. Ученые бьются над поиском ее значения и по сей день.

На полотне в идиллическом сельском пейзаже изображены обнаженная женщина, кормящая ребенка, с накинутой на плечи белой тканью и мужчина с пикой или посохом в руке. Позади виднеются здания города, вероятно, Кастельфранко, родины художника. Небо прорезает вспыхнувшая молния.

Еще Маркантонио Микиель, современник художника, описывал картину как «небольшой пейзаж на холсте с грозой, цыганкой и солдатом», а значит, уже в то время истолкование сюжета представляло трудность для зрителей. На сегодняшний день предложено около 43 версий интерпретации полотна. В 1939 году была сделана и опубликована рентгенограмма картины, в ходе которой выяснилось, что на месте мужчины ранее была написана еще одна обнажённая женская фигура. Открытие породило новую волну интерпретаций.

Некоторые специалисты предполагают, что «Гроза» – это картина на мифологическую тему или на сюжет из «Гипнэротомахии Полифила», аллегорического романа Франческо Колонны, в котором богиня, соединившая в себе образы Исиды и Венеры, т.е. женщина с младенцем на картине, предстает «матерью всего сущего», его началом и концом.

Согласно еще одной версии, на холсте изображено изгнание первых людей из Рая. Молния выступает как аллегория Божественного гнева, поднимающийся за мостом город символизирует небесный Иерусалим, мужчина слева – это Адам, а женщина справа – соответственно, Ева.  

Возможно, произведение является сложной эзотерической интерпретацией темы Нахождения Моисея.

Отдельные исследователи считают, что на картине в живописном виде воплощена теория первоэлементов, а значит, это аллегория неба и земли.

По одной из трактовок, «Гроза» представляет собой, напротив, аллегорию Мужества и Милосердия.

Выдающийся искусствовед Эрнст Гомбрих подчеркивал, что женщина и солдат принадлежат к двум различным мирам. Известный историк искусства Кеннет Кларк вообще настаивал на бессюжетности работы. Несмотря на жаркие неутихающие дискуссии, исследователям так и не удалось прийти к единому выводу, и они продолжают выдвигать новые версии снова и снова.

Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед

Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед

Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.

Написать комментарий к статье...

История картины

Натурщицы. Главные героини картин и музы художников

В искусстве натурщик — это человек, который позирует для портрета или рисунка. Натурщиком может быть [...]

1 Комментарий

Искусство понимать

Современный балет, живопись Пикассо и японская мифология в фигурном катании

Фигурное катание – это вид на границе спорта и искусства, что очень точно отражено хотя [...]

2 Комментария

Выставки художника

Выставка на Гоголевском бульваре уличная акция Попова. Москва 1974 год

Александр Попов в московской выставке предстает не только как живописец, но и как художник, разрабатывающий [...]

Истории из жизни

Тернии и звезды в жизни Константина Коровина

Существует расхожий миф о том, что балерины подсыпают битое стекло в пуанты соперниц. Но Константину [...]

Записки художника

Встреча с театром. Премьера спектакля «Гамлет» с Владимиром Высоцким

С театром я встречался в своей творческой биографии несколько раз, но теплых взаимных чувств не [...]

Арт-критика

Осмысление бессмыслицы. Приключения Франца Кафки в Еврейском музее

В попытках понять и принять события, представляющиеся в настоящий момент абсурдными, мы нередко обращаемся к [...]

Добавить мнение

Вы можете оставить комментарий к статье, он будет опубликован после проверки модератором. Обязательные поля для заполнения *

Сайт использует cookie. Вы можете отказаться от использования cookie в настройках браузера, однако это может повлиять на работу сайта. Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет. Политика конфиденциальности просматривая этот сайт, вы соглашаетесь с условиями.