Искусство понимать. Статья. Современный балет, живопись Пикассо и японская мифология в фигурном катании

Современный балет, живопись Пикассо и японская мифология в фигурном катании

Фигурное катание – это вид на границе спорта и искусства, что очень точно отражено хотя бы в системе оценивания фигуристов.

Стоимость программы в фигурном катании складывается из технической оценки (куда входят оценки за прыжки, вращения, дорожки) и оценки за компоненты. Компоненты включают в себя такие показатели, как навыки скольжения, представление и композиция. Представление – это, иными словами, артистизм, а композиция – то, насколько гармонично и цельно выстроена программа. Получается, что выразительность катания, эмоциональность, точность жеста, мимика – это все важные критерии при оценивании проката, зависящие не от уровня физической подготовки спортсмена, а от его артистических способностей и мастерства хореографа.

Неудивительно, что фигурное катание оказывается тесно связано с искусством: балетом, современным танцем, даже живописью, ведь неотъемлемой частью программы и образа является костюм, выбранная музыкальная композиция и те смыслы, которые ее окружают, жест, поза, подача.

Иллюстрация кадр из видео, выступление Габриэлы Пападакис и Гийома Сизерона, произвольный танец, танцы на льду

Так, Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон, французские фигуристы, олимпийские чемпионы 2022 года в танцах на льду, в своей произвольной программе под фортепианный концерт Моцарта филигранно перенесли на лед хореографию из балета Анжелена Прельжокажа «Парк», премьера которого состоялась в Парижской опере в 1994 году. В программе был процитирован даже фирменный поцелуй на лету, отлично вписавшийся во вращение. Спектакль о пробуждении чувственности, поставленный в декорациях галантного 18-го века, но посредством современной пластики, как нельзя лучше подошел изысканному и рафинированному катанию французских спортсменов.

Фигуристы могут заимствовать не только из пластических, более близких им искусств, но и из искусств визуальных. Например, Камила Валиева, юная российская звезда, еще в юниорах прославилась своей программой, поставленной Этери Тутберидзе и вдохновленной «Девочкой на шаре» Пабло Пикассо. В начале проката Камила в узнаваемом костюме оттенков синего принимала знаковую позу с полотна из Пушкинского музея в Москве.

В этом сезоне американские танцоры на льду, чемпионы мира Мэдисон Чок и Эван Бейтс в своей программе под песню Time группы Pink Floyd предстали в костюмах, вдохновленных Сальвадором Дали и его «Утекающим временем», известным также как «Постоянство памяти». Платье Мэдисон действительно напоминает искаженный, как на картине художника-сюрреалиста, циферблат. Тема времени, отраженная в выборе музыки, хореографии и костюмах, для пары, в которой партнер прошел уже 4 Олимпиады и 20 лет провел на соревновательном льду, становится по-настоящему личной.

Иллюстрация фрагмент картины «Постоянство памяти» художника Сальвадора Дали, 1931 г. и фрагмент из видео, выступление Мэдисон Чок и Эвана Бейтса, произвольный танец, танцы на льду

Как живописное произведение, программа в фигурном катании может быть сложным высказыванием, пространством саморефлексии, наполненным отсылками к самым разным феноменам культуры.

Так, произвольная программа Юдзуру Ханю, получившая название Origin, – это трибьют Евгению Плющенко, одному из кумиров легендарного японского спортсмена, и его программе «Посвящение Нижинскому», которая сама по себе отсылала к прославленным балетам «Русских сезонов» Сергея Дягилева: «Послеполуденному отдыху Фавна» на музыку Дебюсси и «Шахерезаде», сочиненной Римским-Корсаковым. Ханю заимствовал музыку, под которую катался Плющенко, некоторые шаги и движения, но Ше-Линн Бурн, бессменный хореограф японца, переосмыслила программу как переложение на лед Кодзики, свода японских мифов. Юдзуру одновременно интерпретировал миф о сотворении мира и рефлексировал на тему своих истоков, первых детских кумиров, первых шагов в спорте, которые привели его к двум золотым олимпийским медалям и девятнадцати мировым рекордам.

Несмотря на то что в фигурном катании, как и в любом профессиональном виде спорта, атлеты бросают вызов возможностям человеческого тела, на льду остается место искусству. С одной стороны, это влечет за собой определенный субъективизм, который в спорте не приветствуется, но, с другой стороны, раздвигает рамки вида и превращает его в пространство художественного высказывания, размышлений и творческой терапии.

Главная иллюстрация фрагмент из видео, выступление Камилы Валиевой, произвольный танец, танцы на льду и фрагмент картины «Девочка на шаре» художника Пабло Пикассо, 1905 г.

Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед

Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед

Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.

Статьи об искусстве

Игра Atomic Heart. СССР снова в моде, или как быть актуальным сегодня

Советская эстетика, эстетика Восточной Европы – т.е. т.н. trauma aesthetic, «эстетика травмы» – не так [...]

Статьи об искусстве

Курбе и Милле: художник-революционер vs живописец-интроверт, кумир Ван Гога

Имя художника Гюстава Курбе, бэд боя французской живописи, гремело в Париже середины 19-го века. Его [...]

Статьи об искусстве

Натюрморт с японской гравюрой. Насыщенный лаконизм

А. Попов высоко ценил искусство Джорджо Моранди. В творчестве видного итальянского живописца 20-го века он [...]

Статьи об искусстве

Эпоха постмодернизма. Художник своего времени

Постмодернизм – это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к [...]

Статьи об искусстве

Пейзаж как неисчерпаемый источник вдохновения

Пейзажи А. Попова, как и его натюрморты, отличаются большим внутренним разнообразием. Запечатлевая суровые виды русской [...]

Записки художника

Линия. Два противоположных мира на рисунке графитным карандашом

Вернувшись из армии, я стал посещать различные художественные студии в Москве, где за копеечную плату [...]

Мнение “Современный балет, живопись Пикассо и японская мифология в фигурном катании

  1. Sergey Levaev

    Цитирование выразительных произведений визуального искусства не только формально напоминает об их значимости, ещё и ярко призывает приглядеться к многозначности, заманчивой увлекательности их пластической идеи, то есть углубиться в них ))…

    • Эстет

      Коллаборации и аллюзии важные элементы на пути творчества. И всегда приятно видеть, когда кто-то это использует их, тем самым расширяя границы образности.

Комментарии закрыты.

Сайт использует cookie. Вы можете отказаться от использования cookie в настройках браузера, однако это может повлиять на работу сайта. Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет. Политика конфиденциальности просматривая этот сайт, вы соглашаетесь с условиями.