Об искусстве. Статья. Пейзаж как неисчерпаемый источник вдохновения

Пейзаж как неисчерпаемый источник вдохновения

Пейзажи А. Попова, как и его натюрморты, отличаются большим внутренним разнообразием. Запечатлевая суровые виды русской природы, живописец берет за основу художественную традицию, но переворачивает ее, трансформирует.

Так, в работе «С веранды гостевого дома» мастер обыгрывает общие места классического пейзажа. Композиция театральна: кулисы елей и берез обрамляют зеркало воды на дальнем плане. Однако А. Попов выбирает вытянутый вертикальный формат, который меньше располагает к театральным решениям, нежели более сценический горизонтальный.

Резные абрисы елей и кудрявые ветви березы занимают практически все поле картины – из вспомогательного средства, концентрирующего внимание на центральном элементе композиции, кулисы превращаются в главный объект картины.

Формат лишь усиливает вертикали деревьев, подчеркивает их ритм, контрастируя с горизонталью водной глади.

Художник соблюдает традиционные три плана: передний с пышными кронами деревьев, средний с прибрежным лугом и дальний с водоемом и окаймляющей его опушкой леса. Кроме того, мастер заимствует из классического пейзажа голубые дали, перерабатывает привычную «трехцветку» – развитие палитры в глубину от теплых охристых и зеленых к холодным голубым. Однако манера художника совершенно не соответствует используемым приемам классической живописи, которая требует гладкости, тщательности проработки, многочисленных слоев лессировок. А. Попов работает почти исключительно мастихином, кладет геометричные мазки послойно, как в аппликации, красочная поверхность произведения открытая, фактурная, рельефная. Часть листа картона остается вообще не тронутой кистью.

Почти тех же размеров и в той же технике – масло на картоне – картина «На Соловках. Камни». Сюжетно и композиционно она близко напоминает «Воду и камни под Палаццуола» – серию пейзажных штудий Александра Иванова к своему знаменитому шедевру «Явление Христа народу». Перекликаются каменистый берег, вода, ветви деревьев на периферии листа, законченность, завершенность композиции. В работах обоих художников есть что-то космическое, их объединяет сочетание стихий: воды, земли, воздуха и пронизывающего его света.

Однако свет в работе А. Попова – холодный, северный, он резко контрастирует с жарким солнечным светом Италии. Иной характер света диктует иное живописное решение: меняется взаимодействие света с цветом, влияние световоздушной среды на объекты.

Об искусстве. Статья. Пейзаж как неисчерпаемый источник вдохновения

Мастеру удается выстроить колористически целостную и одновременно богатую по палитре работу: простой серый камень и прибрежная галька переливаются радужными оттенками и рефлексами. Дальний план берега – сам как драгоценный камень в разрезе: он составлен из разноцветных спаянных полос и перетекающих мазков.

По краям картины А. Попов вновь, как и в предыдущем пейзаже, оставляет пустое пространство картона, которое становится своеобразной второй рамой, вторящей очертаниям округлых булыжников. Однако в этом произведении мастер уже оперирует в основном не мастихином, а кистью, и тем не менее направление мазка, его фактура все так же работают на форму и динамику. Диагональные мазки деревцев на дальнем плане, мазки, которыми вылеплены облака, рождают ощущение холодного ветра, несущего тучки по небу, треплющего ветви, обдающего дыханием неподвижные камни.

В обоих пейзажах художник перерабатывает утвердившуюся схему. Вид «С веранды гостевого дома» – это классический пейзаж, характерный и для европейской, и для русской живописи, решенный в игровом формате. Топосы классического пейзажного искусства мастер противопоставляет своей лихой, фактурной манере. «На Соловках. Камни» – это работа, отталкивающаяся от композиций, в частности опробованных и разработанных крупнейшим русским художником 19-го века. Традиция и в пейзаже продолжает служить для А. Попова неисчерпаемым источником вдохновения, пространством экспериментов и объектом интерпретации.

Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед

Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед

Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.

Написать комментарий к статье...

Статьи об искусстве

Камерная техника пастели. Неожиданный главный герой

Камерная техника пастели, небольшие размеры листа со сценой Распятия контрастируют с монументальной темой, которая часто [...]

Статьи об искусстве

На хребте селедки. Натюрморт написанный как пейзаж

Селедка, которую А. Попов помещает на передний план одного из своих натюрмортов наряду со шляпой, [...]

История картины

Движение — это жизнь. Смелые эксперименты с мотором в искусстве

Использование моторов и механических устройств художниками для создания картин или арт-объектов является примером того, как [...]

2 Комментария

История картины

Искусство аутсайдеров под обложкой

В 1922 г. в Берлине была опубликована необычная книга – «Изобразительная деятельность душевнобольных». Материалом для [...]

Статьи об искусстве

Река Пра. На берегу. Акварель как черно-белый снимок

На листе вертикального прямоугольного формата представлен чарующий мотив. Зеркальная гладь реки растворяется на горизонте, ее [...]

Записки художника

Вдохновение. Запах земных полей и изысканный аромат осенних трав

«У художника кожа нежная», – говорил живописец Анатолий Зверев, поэтому носил рубашки наизнанку. Думаю, под [...]

Добавить мнение

Вы можете оставить комментарий к статье, он будет опубликован после проверки модератором. Обязательные поля для заполнения *

Сайт использует cookie. Вы можете отказаться от использования cookie в настройках браузера, однако это может повлиять на работу сайта. Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет. Политика конфиденциальности просматривая этот сайт, вы соглашаетесь с условиями.