Искусство понимать. Статья. Красота требует жертв. Фигурное катание и искусство

Красота требует жертв. Фигурное катание и искусство

Многие фигуристы, используя в своих программах балетную музыку, лишь методично выполняют под нее необходимый набор элементов. Музыка в их выступлении становится исключительно отвлеченным фоном. И лишь единицы музыку интерпретируют – а вместе с ней и образ, созданный хореографом в оригинальной постановке.

Так, одна из любимых фигуристами композиций, «Болеро» Мориса Равеля, т.н. «золотой фонд фигурного катания», была воплощена на льду несчетное количество раз. Первоначально композитор создал эту пьесу для Иды Рубинштейн – танцовщицы Русских сезонов Сергея Дягилева, воспетой Валентином Серовым. Из последних громких интерпретаций Болеро на льду можно вспомнить произвольную программу Камилы Валиевой, представленную на Олимпиаде в Пекине 2022 года и начиненную многочисленными цитатами из постановки Мориса Бежара, бельгийского хореографа, прославившего Болеро на весь мир. Эталонной трактовкой музыки Равеля кажется версия итальянской фигуристки Каролины Костнер – королевы конька и звезды европейского фигурного катания. В ее программе Болеро лишилось ритуальной, шаманской ритмичности движений, но в катании сохранилась вскипающая, как вулкан, страсть, и органично адаптированные под лед плавные и одновременно натянутые, как струна, движения и жесты.

Кадр из видео, выступление Камилы Валиевой, произвольная программа "Болеро", 2022
Иллюстрация кадр из видео, выступление Камилы Валиевой, произвольная программа «Болеро», 2022

Многие критиковали Алину Загитову, олимпийскую чемпионку Пхёнчхана 2018 года, за то, что почти все ее прыжки в целях повышения технической стоимости были сдвинуты во вторую половину программы – однако этому приему можно найти и художественное объяснение. Музыкальная нарезка, под которую каталась фигуристка, включает в себя несколько фрагментов из свадебного па-де-де Базиля и Китри, персонажей балета Людвига Минкуса «Дон Кихот». На эти фрагменты приходится и мужская сольная вариация, в которой исполнитель партии Базиля демонстрирует свое техническое мастерство и виртуозность, выполняя различные умопомрачительные прыжки, и фуэте сначала Базиля, а потом Китри в коде. Так что в программе, к которой приложила руку мама Даниила Глейхенгауза, основного хореографа группы Этери Тутберидзе – Людмила Шалашова, в прошлом балерина Большого театра, – серия прыжков, в том числе элементов ультра-си, отлично соотносится с оригинальной хореографией Мариуса Петипа.

В парных видах фигурного катания для спортсменов открываются еще большие возможности подключения аллюзий на искусства. Например, канадские танцоры на льду Пайпер Гиллес и Поль Пуарье проинтерпретировали песню Дона Маклина «Винсент» как танец художника и его шедевра – картины «Звездная ночь». Поль в образе Ван Гога был одет в рубашку, запятнанную краской, и характерно прижимал руку к левому уху, а костюм Пайпер напрямую отсылал к прославленной картине. На близком сюжете строится программа российских парников Евгении Тарасовой и Владимира Морозова, серебряных призеров Олимпиады: в своей пекинской произвольной программе Евгения примерила на себя образ Галатеи (в начале выступления она принимала позу застывшей статуи), а Владимир – скульптора Пигмалиона, влюбленного в свое творение.

Фрагмент картины "Звёздная ночь" художника Винсента ван Гога, 1889 г. и фрагмент из видео, выступление Пайпер Гиллес и Поля Пуарье, произвольная программа "Винсент", 2019
Иллюстрация фрагмент картины «Звёздная ночь» художника Винсента ван Гога, 1889 г. и фрагмент из видео, выступление Пайпер Гиллес и Поля Пуарье, произвольная программа «Винсент», 2019

Фигурное катание – это парадоксальный вид спорта: иногда фигурист готов пожертвовать драгоценными баллами во имя красоты и цельности своей программы. Искусство он ставит выше медалей и достижений. Но, конечно же, на такое может решиться только самый незаурядный спортсмен.

Так, Юдзуру Ханю, выдающийся японский атлет и двукратный олимпийский чемпион, в своей программе Heaven and Earth под музыку из двух телесериалов о легендарных самураях, намеренно облегчил контент и заменил более дорогие прыжки на более дешевые – и не потому что он не мог справиться с высоким уровнем сложности: речь идет о тройных прыжках. По всей видимости, Юдзуру не хотел нарушать связности программы. Он шел на риск, выполняя тройной риттбергер (прыжок более дешевый, чем потенциальный тройной лутц или флип) сразу перед вращением, потому что только так (и только такой) элемент идеально вписывался в музыкальную фразу и отмечал музыкальный акцент. Композиция программы, поставленной канадским хореографом Ше-Линн Бурн, была выверена до мелочей: когда музыка набирала мощь и достигала крещендо, Ханю исполнял отрывистый зубцовый четверной тулуп; за большей плавностью в музыкальной теме следовал реберный квад-сальхов.

Кадр из видео, выступление Юдзуру Ханю, программа «Небеса и Земля», 2021
Иллюстрация кадр из видео, выступление Юдзуру Ханю, программа «Небеса и Земля», 2021

Гонка за баллами редко находит отклик у зрителей. В историю входят те прокаты и программы, которые стали чем-то большим, чем спорт.

Главная иллюстрация фрагмент из видео, выступление Алины Загитовой, произвольный танец, 2018

Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед

Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед

Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.

Написать комментарий к статье...

Записки художника

В поисках. Найти нужное место, когда жизнь зашла в тупик

Куда катится жизнь: уже не дни мелькают, а годы. В зеркале отражается незнакомая одутловатая рожа [...]

История картины

Миллион алых роз. Цветочный символизм в картинах

Цветы – невероятно популярный мотив в живописи. Они встречаются в портретах, натюрмортах, картинах на религиозные [...]

Арт-критика

О природе живописи. Выставка «Автор неизвестен» в Музее русского импрессионизма

Одно из распространенных определений искусства – «то, что делается людьми для людей». Меж тем, тот, [...]

2 Комментария

Статьи об искусстве

Игра Atomic Heart. СССР снова в моде, или как быть актуальным сегодня

Советская эстетика, эстетика Восточной Европы – т.е. т.н. trauma aesthetic, «эстетика травмы» – не так [...]

2 Комментария

Записки художника

Париж. Консервный нож, обманки и пятьдесят картин в Большом дворце

В Москве солнечный день, золотые блики на снегу, ультрамариновые тени от деревьев, температура – два [...]

Статьи об искусстве

Поймать дзэн: восточная философия и живопись

В современном мире «достигаторства», постоянной спешки, тревожных расстройств, высоких скоростей и технологий особенно востребованными вновь [...]

Добавить мнение

Вы можете оставить комментарий к статье, он будет опубликован после проверки модератором. Обязательные поля для заполнения *

Сайт использует cookie. Вы можете отказаться от использования cookie в настройках браузера, однако это может повлиять на работу сайта. Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет. Политика конфиденциальности просматривая этот сайт, вы соглашаетесь с условиями.