Искусство Востока и искусство Запада – это два равновесных, равнозначных явления. Однако в силу европоцентричности, до сих пор свойственной как мировому искусствоведению, так и особенно искусствоведению отечественному, разница в миропонимании и подходах восточных и западных художников отрефлексирована не до конца.
Для искусства западной цивилизации главным гравитационным центром, эталоном стала античная культура, античный идеал.
Западное искусство на протяжении столетий было одержимо желанием передать мир таким, какой он есть, воссоздать реальность на плоскости или в пространстве, добиться совершенной иллюзорности объема, пространственной глубины, достоверности фактур, света, цвета. Концепция перспективы, изобретенная и развитая в эпоху Ренессанса, или техника масляной живописи, которая позволяла передавать бесконечное разнообразие цветовых оттенков, – некоторые из ключевых порождений этого стремления к натуралистичности.
Искусство Востока вопросы натуроподобия волновали в гораздо меньшей степени. Вместо объема и пространства на первый план в нем выдвигались линия и узор. Неслучайно живопись Восточной Азии тесно связана с искусством каллиграфии, которое ценится ничуть не меньше, чем живописные экзерсисы. В свою очередь, прихотливость линии в ближневосточной книжной миниатюре или архитектурном декоре перекликается с витиеватостью арабской и персидской вязи. Показательно, что, когда в 18-м веке в Китай прибыл итальянский художник Джузеппе Кастильоне, ему пришлось изобрести особенную творческую систему, сплавив восточные и западные живописные принципы, чтобы удовлетворить вкусу китайского императора, его главного заказчика: иллюзия объема и перспективно сокращающееся пространство китайскому зрителю не импонировали.
Тем не менее, оперируя в первую очередь линией, художникам Востока удивительным образом удается уловить и зафиксировать эмоциональное переживание, которое вызывает в человеке то или иное природное состояние. Так, японские гравюры укиё-э очень точно передают ощущение тихого зимнего вечера, умиротворенного летнего заката или свежего весеннего дня. Зритель буквально слышит и чувствует созданные художником образы. При этом стоит иметь в виду, что формат ксилографии, т.е. гравюры на дереве, на самом деле очень сильно ограничивает мастера, потому что дерево – не самый податливый материал. Однако линии и пятна цвета оказывается достаточно, чтобы создать образ, убедительный на уровне всех пяти чувств.
Однако в определенных жанрах искусства Дальнего Востока натуроподобие все же было важным критерием оценки художественного произведения.
Например, от китайских портретов требовалась в первую очередь именно точность, детальность и узнаваемость. И все же эти критерии понимались по-своему. Художник старался верно передать не совсем то, что он видел – в основу портрета ложилось искусство физиогномики: портретист, опираясь на физиогномические трактаты, придавал модели черты, соответствовавшие чертам его/ее характера. Психологизм, который так часто восхваляли отечественные художественные критики, писавшие о русском портрете 19-го века, был совершенно не свойствен портрету в рамках восточноазиатской парадигмы.
Искусство Запада сначала стремилось к тому, чтобы добиться абсолютной иллюзии, обманчиво правдоподобного пространства и объема, как, например, в картинах голландских мастеров 17-го столетия, потом оно двинулось дальше и стало исследовать возможности света, увлеклось попытками передать момент, схватить мгновение – этим прославились импрессионисты, – а затем и вовсе благодаря Малевичу обнулилось. Каждый раз, когда искусство достигало «идеала», «классическая» фаза сменялась полной «барочной» противоположностью. На смену Высокому Возрождению пришел маньеризм, игривое рококо уступило строгому неоклассицизму, который затем захлестнула волна бушующего романтизма… и это лишь некоторые эпизоды истории западного искусства. Кажется, что искусство Востока, напротив, не было подвержено столь лихорадочной динамике – традиции в нем сохранялись столетиями, пока Азия не была насильно распахнута западными державами.
При этом современное искусство Востока и Запада внешне оказывается очень схожим. Мир сильно сжался благодаря стремительному развитию технологий и продолжает унифицироваться в силу процессов глобализации. Художники Востока и Запада работают в похожих форматах, пользуются одним и тем же инструментарием, их волнуют общие проблемы. Восточные художники обращаются к западному культурному коду и наоборот. И все же вытравить традицию не так просто. И когда азиатский режиссер снимает фильм в Голливуде, это бросается в глаза.
Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед
Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.
Стоило финикиянке с широко раскрытыми глазами поддаться хитрости олимпийского царя, умыкнувшего еë на остров Крит, как планета разделилась по моменту движения вокруг Солнца)) Если потянуть за ниточки корней, можно удивляться, как многие стили, меры и характеры условности в изображении напоминают друг друга в разные эпохи в разных местах планеты — если брать первобытные, архаические, средневековые традиции. Системный гуманитарный и технологический прорыв произошëл, развился и, будем надеяться, так и останется достоянием всего человечества…