Об искусстве. Статья. Создать и уничтожить. В чем сила искусства?

Создать и уничтожить. В чем сила искусства?

Что означает понятие «деструкция», когда речь заходит об искусстве? Деструкция – то есть намеренный или неосознанно внесенный в произведение элемент разрушения – может реализовываться на самых разных уровнях.

Так, в живописи импрессионистов, начавших рушить академические каноны, поплыла форма – фокус сместился на взаимодействие света и цвета, а рисунок отошел на дальний план.

Постимпрессионисты, кубисты, экспрессионисты и прочие авангардисты лишь продолжили разрушение – или как минимум искажение – формы, превращая деструкцию в сознательный художественный прием, инструмент препарирования реальности или передачи эмоционального напряжения.

Идея разрушения может быть положена в основу идеологической программы художника. Например, в своем знаменитом «Черном квадрате» Казимир Малевич ставил своей целью обнулить искусство в принципе – т.е. в своем роде деконструировать его. Художники-романтики, любившие изображать природные бедствия и катастрофы, использовали мотив разрушения в качестве сюжета, чтобы передать мятущиеся в душе поэта чувства и бунтарский характер личности, протестующей против косного мира.

Кроме того, существует отдельный феномен саморазрушающегося, или автодеструктивного, искусства – искусства, которое само себя уничтожает в процессе художественного высказывания. Так, швейцарский художник Жан Тингли в 1960 г. в Музее современного искусства в Нью-Йорке продемонстрировал публике свою кинетическую работу «Оммаж Нью-Йорку» – она была собрана из велосипедных колес, старых двигателей и прочего мусора, покрыта слоем белой краски и в ночь премьеры взорвана под клацающие звуки пианино и скрежет металла. Охваченную пламенем конструкцию потушил пожарный, когда ее упавшая часть задела члена съемочной группы, а затем покончил со скульптурой ударом топора.  Инженер, помогавший художнику подготовить взрыв сооружения, писал, что «Оммаж» стал символом момента в жизни человека – ведь в каждый новый момент времени мы видим новый, меняющийся мир, и ничто не вечно под луной.

Идея деструкции актуальна в художественной среде до сих пор. Бэнкси, английский художник стрит-арта, известен не только своими граффити, но и громкими пранками. Как только на аукционе Сотбис в 2018 г. за 1,4 миллиона долларов была продана его картина «Девочка с воздушным шаром», полотно тут же на глазах зрителей было наполовину уничтожено, как шредером, рамой, на обратной стороне которой находился механизм дистанционного управления.

Деструкция послужила приемом высмеивания – и институций художественного мира, то есть аукционов, и арт-рынка в целом, и коммерциализации искусства.

В 2019 г. на знаменитой ярмарке Арт Базель, проходившей в Майями, итальянский концептуалист Маурицио Кателлан провернул прославивший его на весь мир трюк – приклеил банан к стене клейкой лентой. Работа в итоге была продана за 120 тыс. долларов – при этом изначально художник купил банан за 30 центов. Однако вскоре его коллега – художник грузинского происхождения из Нью-Йорка – Давид Датуна оторвал банан от стены и съел его, мотивировав свой поступок голодом. Суть перформанса, названного автором «Голодный художник», фактически заключалась в уничтожении предмета искусства, т.е. его деструкции. При этом критики заявили, что произведение на самом деле не пострадало, потому что его смысл – в идее банана, а не в самом банане, а значит, фрукт можно заменить на любой иной такой же, и главное – это сертификат о подлинности, который в результате акции остался не тронут.

Деструкция может быть не столь очевидной и заметной лишь при тщательном всматривании – как, допустим, в работе А. Попова «Осыпающаяся штукатурка» от 1981 г. Художнику удается в технике масла передать буквально физическое, тактильное ощущение обшарпанности, ветхости зеленой стены. Картина превращается в упражнение по передаче различных фактур – гладкой краски и ее шершавой подноготной. Кракелюр, возникший на поверхности полотна естественным путем, лишь усиливает эффект осыпания и разрушения в работе. Если поставить картину в контекст творчества живописца в целом, мотив разрушения обретает дополнительное смысловое измерение.

Деструкция – это очень широкое понятие в искусстве, актуальное на протяжении долгого времени. Она может относиться непосредственно к художественной форме; к идее, заложенной в отдельно взятую работу; к концептуальной программе художника, реализуемой им на протяжении всего своего творчества; к неминуемому действию времени, вносящему свой вклад в произведение искусства. Но почти всегда сознательная деструкция – это протест: против традиции, устоев, реальности, навязанных правил.

Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед

Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед

Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.

Написать комментарий к статье...

Записки художника

Житьё-бытьё. Армия и служба в казахстанском поселке Актогай

После окончания общеобразовательной и детской художественной школ я поехал показывать работы в Строгановку. До экзамена [...]

Истории из жизни

Посланник Запада в Китае, или мастер на все руки

Джузеппе Кастильоне – итальянский художник 18 века, слава к которому пришла не в Европе, а [...]

Статьи об искусстве

Античные мотивы в творчестве А. Попова

Античность на протяжении столетий не перестает волновать воображение художников. А. Попов, в творчестве которого нередки [...]

Истории из жизни

Александр Николаев. Самаркандский Поль Гоген

В 1920-х гг. в Самарканде встретилась группа русских художников, работавших в комиссии по охране памятников [...]

Статьи об искусстве

Мастерская художника. Проникнуть в тайны святая святых живописца

Запретный плод сладок, а потому образ мастерской художника, скрытой от глаз зрителя и таящей в [...]

Статьи об искусстве

Классическая школа для художника: чтобы нарушать, нужно знать правила

Мнение о том, что современному художнику необходима классическая живописная школа, сегодня активно оспаривается. С одной [...]

Добавить мнение

Вы можете оставить комментарий к статье, он будет опубликован после проверки модератором. Обязательные поля для заполнения *

Сайт использует cookie. Вы можете отказаться от использования cookie в настройках браузера, однако это может повлиять на работу сайта. Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет. Политика конфиденциальности просматривая этот сайт, вы соглашаетесь с условиями.