Об искусстве. Статья. Супревматизм. Обращение к русскому авангардизму. Ироничное высказывание

Обращение к русскому авангардизму. Ироничное высказывание

Обращение А. Попова к русскому авангардизму могло носить не только вполне серьезный, как в «Коробейниковом переулке», но и иронический характер. Так, его пастель «№ 15. Супревматизм» – это шутливая вариация на тему одного из известнейших направлений авангардистского искусства.

На небольшом листе бумаги А. Попов раскладывает термин «супрематизм», придуманный К. Малевичем и ярче всего воплощенный в его знаменитом «Черном квадрате», на два слова, а затем добавляет еще одну букву.

В результате серьезное теоретическое понятие превращается в слова «суп» и «ревматизм», которые становятся своеобразным заголовком картины.

Художник буквально запечатлевает тарелку из-под супа и скрученный (как бы от боли) нож. Одновременно, используя простые геометрические формы бытовых предметов, мастер выстраивает конструкцию в стилистике супрематизма, суть которого заключается в комбинации разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний.

Смешение массового и элитарного вообще чрезвычайно характерно для постмодернистской иронии, фундамента постмодернистского мышления, в парадигме которого и сформировался сам А. Попов как художник.

Произведение демонстрирует тесную связь слова и образа, т.е. подключается к теме, которую трактовали многие московские неформальные художники старшего по отношению к А. Попову поколения, в частности его учитель Михаил Рогинский, также любивший вкраплять фрагменты крупных надписей в свои картины.

Стоит отметить, что А. Попов отказывается от насыщенных локальных цветов, которым отдавал предпочтение К. Малевич и его последователи в своих супрематических работах.

Вместо этого он фокусируется на раскрытии возможностей материала – мягкости перламутровых переливов такой нежной техники, как пастель. Мастер не воспроизводит буквально принципы супрематической живописи, он свободно жонглирует ее тропами. В результате возникает очень тонкая колористически работа, похожая на взвесь голубовато-розоватых оттенков. Ироничное содержание и утонченная форма контрастируют, но это противоречие лишь усиливает выразительный эффект произведения.

Подпишитесь на канал. Следите за нашими новостями в удобном формате

Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед

Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед

Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.

Записки художника

Разговор с другом-поэтом. В живописи нельзя рассчитывать на благополучие

Дорогой друг, слово «живопись» я понимаю буквально: живо писать красками. Занимаясь живописью, я стараюсь находиться [...]

Статьи об искусстве

Абстракция пастелью. Квинтэссенция модернистских устремлений

Простая на первый взгляд композиция в работе А. Попова – крест, образованный пересечением горизонтальной и [...]

Записки художника

Итак, выпьем. В отделении неврологии городской больницы № 67

Весной чувства обостряются до предела. Вокруг всё цветет, а на душе – букет неосознанных желаний: [...]

История картины

Букарос. Утонченный вкус мексиканской глины

На многих картинах испанских художников 17-го века, особенно натюрмортистов, присутствуют любопытные глиняные сосуды красноватого оттенка. [...]

Статьи об искусстве

Река Пра. На берегу. Акварель как черно-белый снимок

На листе вертикального прямоугольного формата представлен чарующий мотив. Зеркальная гладь реки растворяется на горизонте, ее [...]

Статьи об искусстве

Аллегория упадка. Натюрморт с черепом коня

Натюрморт А. Попова «Колесо. Череп коня. Топор» многослоен с точки зрения считываемых смыслов. Так, художник [...]

Сайт использует cookie. Вы можете отказаться от использования cookie в настройках браузера, однако это может повлиять на работу сайта. Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет. Политика конфиденциальности просматривая этот сайт, вы соглашаетесь с условиями.