Образно, сюжетно «Зажглись фонари» А. Попова – это парафраз «Звездной ночи над Роной» кисти Ван Гога, знаменитого художника-постимпрессиониста. Только вместо мириад звезд и Большой Медведицы у отечественного живописца в воде отражаются исключительно яркие фонари на набережной.
Оба вида написаны с точки зрения сверху вниз, что создает эффект панорамности, некой монументальности, бесконечности, несмотря на небольшие размеры обеих работ.
Однако у А. Попова почти все пространство картины занимает вода, в то время как у Ван Гога половина холста уделена небу, усыпанному звездами.
В обеих работах по берегу вдоль кромки воды прогуливается пара. Но если у Ван Гога персонажи соразмерны пространству, они часть огромного разворачивающегося мира, то у А. Попова фигурки крошечные, над ними нависает, как небосклон, поблескивающая чернильно-темная вода, словно готовая их поглотить. Несмотря на ночное время суток, произведение Ван Гога искрится, по ребристой поверхности воды золотятся дорожки света от звезд и фонарей. У А. Попова, напротив, свет вспыхивает почти в кромешной темноте, фонари будто подчеркивают плотность завеса ночи. Но интересны здесь больше не световые, а цветовые эффекты.
Ван Гог писал, что ночь более богата красками, чем день. Описывая свою задумку брату, художник делал акцент именно на цвет: «Небо – аквамариновое, вода – ярко-синяя, земля – розовато-лиловая. Город – синий и фиолетовый». Так что интерес А. Попова как активного исследователя цвета к этой картине Ван Гога вполне объясним.
Оба мастера сопоставляют контрастные первичные цвета – желтый и синий, раскладывают синие на множество оттенков.
Тьма ночи вспыхивает цветом. Особенно колористически разнообразен берег водоема у А. Попова. Он складывается из охристых, розоватых, коричневатых мазков. Мясистая фактура, жирная, открытая кисть, пастозный мазок крупно лепят форму. Несмотря на плотность мазка, в некоторых местах просвечивает белизна зернистого холста, усиливающего рельефность красочной поверхности, усложняющего эффекты текстуры и колорита: художник пишет быстро, свободно, не углубляясь в прописывание деталей.
Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед
Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.
Выставки художника
Выставка «Живопись 87» смысл и бездомная красота вещей. Москва 1987 год
Совместная выставка в Объединении «Вернисаж» в 1987 году стала событием столичного масштаба, удачей для молодых [...]
Май
Истории из жизни
Караваджо. Бунтарь без причины
Микеланджело Меризи да Караваджо – enfant terrible мирового искусства, обладавший взрывным темпераментом. Однажды он попал [...]
Июн
Статьи об искусстве
Облака: тучки небесные, вечные странники
23 мая 2006 года по голубому, почти летнему небу плыли белые пушистые кучевые облака. Они [...]
Июн
Статьи об искусстве
Река Пра. На берегу. Акварель как черно-белый снимок
На листе вертикального прямоугольного формата представлен чарующий мотив. Зеркальная гладь реки растворяется на горизонте, ее [...]
Авг
Статьи об искусстве
Абстракция пастелью. Квинтэссенция модернистских устремлений
Простая на первый взгляд композиция в работе А. Попова – крест, образованный пересечением горизонтальной и [...]
Июн
Интервью
Интервью с Анастасией Курьяновой. О любви к музыке, разгромной рецензии и беспощадности в искусстве
— Вот уже несколько лет вы пишете статьи для галереи «Артинвиа». Можете рассказать немного о [...]
Янв