Выставка конвертов в Эрмитаже. Арт-конверты А. Попова 29.07.2012 г.

45 работ А. Попова в коллекции Эрмитажа

В 2012 г. в дар Эрмитажу была передана коллекция Жоржа Мачере и его супруги Надежды Волконской. Собрание включало 848 почтовых конвертов, оформленных мастерами советского неофициального искусства, художниками русского зарубежья и деятелями постсоветской арт-сцены. В работе приняли участие такие мэтры, как Эрик Булатов, Франциско Инфантэ, Илья Кабаков, Игорь Макаревич, Иван Чуйков, Дмитрий Краснопевцев, Борис Свешников, Владимир Немухин, Владимир Яковлев, Дмитрий Плавинский, Эрнст Неизвестный, Оскар Рабин, Михаил Рогинский, Эдуард Штейнберг, Владимир Янкилевский, Михаил Шварцман и многие другие. В коллекцию вошел и корпус работ А. Попова.

Начало собранию было положено, когда Жорж Мачере, в 1980-е гг. сотрудник посольства Франции в Москве, получил по почте письмо от своего парижского друга-художника Алена Позье – потомка знаменитого ювелира Жереми Позье, поставщика российского императорского двора. Это письмо было оформлено как произведение искусства, с элементами живописи и коллажа. Вдохновившись, супружеская чета предложила своим знакомым московским художникам тоже выполнить подобные конверты.

Собрание Мачере – Волконской уникально и не имеет аналогов. Его исключительность состоит не в том, что в качестве предмета коллекционирования были выбраны конверты: в 1980-х гг., когда в основание коллекции был заложен первый «камень», ценители собирали их вот уже 160 лет, а на протяжении около семи десятилетий художники трудились над ними специально, сознательно, как над произведениями искусства.  Отличие конвертов Мачере – Волконской состоит в том, что они не пересылались по почте: в условиях неофициального искусства, подпольного по отношению к советскому режиму, такие письма могли передаваться только из рук в руки, поэтому собиратели лично встречались с художниками, которые за беседой разрисовывали им конверты. Т.е. формально эти работы не имеют отношения к мейл-арту – объектам, обязательным анонимным соавтором которых являются сотрудники почты. Мачере дал собственное определение этим произведениям: он называл их vlop art, что можно перевести как «арт-конверты».

Как отмечают авторы каталога, приуроченного к выставке коллекции в Эрмитаже, «невинная забава собирателя обернулась уникальным кураторским проектом длиной более двадцати лет».

Коллекция стала энциклопедией советского, постсоветского и русского эмигрантского искусства. Богатству и репрезентативности собрания способствовали обширные знакомства собирателей. Частью этого важного проекта стал и А. Попов.

Самый ранний арт-конверт в собрании Мачере – Волконской датирован 1983 г. В свою очередь, конверты А. Попова были выполнены в начале 1990-х гг., когда к советскому искусству проснулся повышенный интерес на Западе. В 1988 г. дом Sotheby’s провел знаменитый аукцион, называвшийся «Русский авангард и современное советское искусство», который ознаменовал выход русских художников на международный рынок. К творчеству советских нонконформистов оказалось привлечено беспрецедентное внимание западных коллекционеров, галеристов и арт-критиков. После аукциона арт-рынок осветила короткая вспышка т.н. «русского бума», однако интерес иностранных покупателей к русскому искусству стал постепенно иссякать уже с начала 1990-х гг.

Тем не менее именно на пик увлечения советским искусством на Западе пришлась выставка А. Попова «Гастроном» 1990 г., во время подготовки к которой художник и познакомился с четой Мачере.

Коллекционеры вспоминали, какое возмущение в условиях тотального продовольственного дефицита выставка вызвала у посетителей магазина, обнаруживших вместо настоящих консервных банок с соответствующим содержимым – банки, написанные на холсте. Тема консервных банок, широко разработанная художником в его живописных произведениях, нашла свое отражение и в конвертах, которых за авторством А. Попова в собрании насчитывается несколько десятков. Все они исполнены в самых разнообразных техниках: масла, темперы, фотографии, аппликации, коллажа, гелевой или шариковой ручкой, фломастером, пером, гуашью, с использованием травяной массы, злаков и песка.

Выставка конвертов в Эрмитаже. Арт-конверты А. Попова 29.07.2012 г.

Одна из ключевых особенностей арт-конвертов в принципе – их сжатый, сильно ограниченный формат. Жорж Мачере видел в этом их преимущество: «На конверте воздействие искусства проявляется более очевидно, чем в традиционных формах творчества. Русский философ Павел Флоренский очень хорошо объяснил это, сказав, что форма превращается в художественный импульс не благодаря расширению, но благодаря концентрации». Кроме того, необычные правила игры художнику задавал и пятиугольный формат конверта. Неудивительно, что А. Попов, ставивший перед собой в каждом произведении новую художественную задачу, не преминул попробовать свои силы и в непривычной для мастера миниатюрной пятиугольной системе координат, предложив свою версию решения конвертной формы наряду с мэтрами советского андерграунда, эмигрантского и постсоветского искусства.

Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед

Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед

Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.

Написать комментарий к статье...

Истории из жизни

Данте Габриэл Россетти. Трагический союз художника и музы

Главной музой и моделью Данте Габриэля Россетти, известного художника-прерафаэлита, увлекавшегося также поэзией, была Элизабет Сиддал, [...]

Записки художника

Саша Сазоненко. Пара небольших пожелтевших листов раннего Шагала

У Саши Сазоненко, обладавшего пивным брюшком, была огненно-рыжая борода, зелёные глаза. Он был техником-смотрителем соседнего [...]

Статьи об искусстве

Три безликие фигуры на картине. Загадочность судьбы

Первую картину на мотив трех фигур А. Попов исполнил в 1985 г. Художник переживал творческий [...]

Истории из жизни

Посланник Запада в Китае, или мастер на все руки

Джузеппе Кастильоне – итальянский художник 18 века, слава к которому пришла не в Европе, а [...]

Искусство понимать

Что такое художественный контекст и зачем он нужен при анализе картин?

Для того чтобы как можно полнее проанализировать произведение искусства, необходимо погрузить его в самые разные [...]

Статьи об искусстве

Натюрморт с японской гравюрой. Насыщенный лаконизм

А. Попов высоко ценил искусство Джорджо Моранди. В творчестве видного итальянского живописца 20-го века он [...]

Добавить мнение

Вы можете оставить комментарий к статье, он будет опубликован после проверки модератором. Обязательные поля для заполнения *

Сайт использует cookie. Вы можете отказаться от использования cookie в настройках браузера, однако это может повлиять на работу сайта. Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет. Политика конфиденциальности просматривая этот сайт, вы соглашаетесь с условиями.