Лилово-изумрудная дорога. Деревья, переливающиеся всеми цветами радуги на фоне персиково-голубого неба. Пестрые дома.
Художник колористически преобразует действительность, которую он наблюдал изо дня в день: именно в 1976 г., когда была написана картина, А. Попов поселился в запечатленном Коробейниковом переулке.
Цвет в произведении освобождается от изобразительной функции: асфальт не обязательно должен быть серым, а листва зеленой или по-осеннему желтой, палитру определяет исключительно сам мастер.
Композиционно и колористически работа напоминает эрмитажный «Вид Мурнау» кисти В. Кандинского, раннее полотно художника-авангардиста, еще сохраняющего фигуративное начало.
В обеих картинах невысокие дома отнесены к левому краю холста, большую долю картинного пространства занимают раскидистые кроны деревьев, общее живописное решение напоминает яркий разноцветный витраж. В. Кандинский придавал особенное эмоционально-символическое значение цвету. В своем трактате «О духовном в искусстве» он писал: «Цвет – это клавиш; глаз – молоточек; душа – многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу».
Цвет играет ключевую роль и в «Коробейниковом переулке»: именно в цветовом решении кроется основная прелесть картины.
Однако у А. Попова в картине больше неба, дома уменьшены, взята точка зрения немного снизу вверх, из-за чего возникает более панорамный, открыточный эффект. Если у В. Кандинского краска положена плотно, округлыми мазками, нанизанными друг на друга, словно ожерелье, то А. Попов пишет маслом, как карандашом, строит форму длинными, цветными росчерками. Кроны деревьев почти сливаются с облаками, переданными такой же геометричной штриховкой. Кисть становится размашистой только при написании кустов, дороги и бордюра. Колорит по сравнению с «Видом Мурнау» кажется более сдержанным, менее прямолинейным, построенным на полутонах, что тоже близко графическим техникам.
Городской ландшафт превращается в основу для живописных упражнений, отработки художником уроков в том числе русского авангарда начала XX века.
Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед
Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.
Статьи об искусстве
Натюрморт с кофейником. Гармония контрастов
Сюжетно натюрморт А. Попова с красными перцами, синим кофейником и бидоном и желто-зелеными фруктами напоминает [...]
Авг
Полезная информация
Современный рынок искусства. Инвестиции или лотерея
Инвестиции в арт-рынок могут быть выгодным способом диверсификации своего портфеля, но они также сопряжены с [...]
Мар
История картины
Череп в искусстве. Музыкант, который всегда рядом
В искусстве человеческий череп используется авторами по-разному, все зависит от индивидуального стиля и творческого видения. [...]
Мар
Статьи об искусстве
Человеческое, слишком человеческое. Кто они: киборги в современном мире?
Вопрос о том, чем человек является на самом деле, волнует его многие столетия. Самые ранние [...]
Янв
Записки художника
Улица. Московские окна и фотографии улиц и дворов Сергея Пархомовского
Весной, в конце мая, когда на деревьях появляется зеленая молодая листва, а дни становятся непривычно [...]
Ноя
Записки художника
Встреча с театром. Премьера спектакля «Гамлет» с Владимиром Высоцким
С театром я встречался в своей творческой биографии несколько раз, но теплых взаимных чувств не [...]
Сен