В прошлой статье мы рассуждали о том, каким образом создатели клипов корейских поп-исполнителей интегрируют в музыкальные видео произведения западного искусства и о чем это нам говорит. Но порой не только высказывание музыканта из Восточной Азии обретает за счет искусства Запада дополнительное измерение, но и само это искусство получает новые смыслы и варианты прочтения.
В сольном клипе Shadow одного из участников группы BTS появляется инсталляция громкого современного британо-индийского художника Аниша Капура, которую он выполнил в 2007 г. Работа называется «Сваямбху» и в переводе с санскрита означает «самообразующий», «сам себя порождающий». Инсталляция представляет собой огромный блок, выполненный из воска и медленно движущийся по рельсам, специально проложенным внутри помещения. Проезжая сквозь дверные проемы, огромный объект, превышающий размеры дверей и покрытый красной краской, оставляет за собой кровавый след. Неодушевленный блок воска начинает казаться живым, истекающим кровью, с оторванной плотью. Он подчеркнуто физиологичен. Скульптурно-живописные инсталляции Капура всегда плотно взаимодействуют с архитектурным пространством – здание как бы выталкивает, извергает из себя огромный кусок кроваво-красного воска.
Эта инсталляция для оформления локации клипа была выбрана неслучайно. Песня, название которой переводится как «Тень», опирается на теорию личности Карла Юнга. Согласно его концепции, структура личности включает в себя Персону, Тень, Самость, Аниму и Анимуса. Тень – это те аспекты личности, которые человек отвергает, скрывает от себя, предпочитая их не замечать, потому что они противоречат его Персоне или социальным стандартам. Это неприемлемая темная, низшая сторона личности. Если выразиться словами поэта Гийома Аполлинера, тень – это «арсенал сожалений, униженный бог». Чтобы осознать свою тень, нужно приложить серьезные усилия, потому что тень активно сопротивляется. Восковой блок, протискивающийся сквозь дверной проем и оставляющий за собой шматы краски и материала, подчеркивает тему противостояния, сопротивления, искалечивания личности, болезненного конфликта. С юнгианской Тенью можно соотнести как сам объект, выталкиваемый архитектурным пространством, подобно Тени, выталкиваемой из сознания человеком, так и архитектуру, которая буквально калечит кровоточащий воск – непризнание Тени тоже калечит личность.
Сама инсталляция за счет контекста клипа обретает новые смыслы. Работы Капура в принципе часто обрастают новыми нарративами в новом пространстве. Так, в Мюнхене, в Доме искусств, построенном по распоряжению Гитлера, восковой блок, выкрашенный в кроваво-алый цвет, ассоциировался Холокостом, с железнодорожными вагонами, направлявшимися в концлагеря. В контексте корейского поп-клипа инсталляция внезапно оказывается очень органично связана с психоаналитической концепцией Юнга.
Визуал дополнен разбросанными по всему видео графическими изображениями, отсылающими к образности Жана-Мишеля Баскии. Его фирменная желтая корона буквально повторяет строчку «Я хочу быть королем» из песни. Стилистика Баскии, чьи картины похожи на граффити, отлично соотносится с бунтарским характером трека, раскрывающего борющиеся внутри человека желания, мечты и страхи. И подчеркнуто физиологичный кусок красного воска Капура, и Баския, чьи работы рифмуются не только со стрит-артом, но и с наскальными росписями, и Юнг с его архетипами – все они работают с чем-то хтоническим, первородным, таким же диким, природным, иррациональным, как и сама Тень. Вновь в совокупности эстетические, теоретические, психоаналитические концепты увязаны в цельное, многогранное высказывание.
В клипах корейских исполнителей могут обыгрываться не только смыслы конкретных произведений искусства, но и концепции, трактующие само выставочное пространство, в котором эти произведения экспонируются. Так, в видео на песню 난 너 없이 (I hate you) певца WOODZ появляется несколько инсталляций, которые могут отсылать, например, к «Работе №189» Мартина Крида (2004) с его рядами метрономов, хаотично отсчитывающих с разной скоростью ритм, или «Дискурсу» Бенджамина Форстера (2010) с его кипами белых магазинных чеков. Как это часто бывает, все эти работы представлены на фоне белых стен – в т.н. белом кубе. В 1976 г. Брайан О’Догерти выпустил серию эссе, которые превратились в книгу «Внутри белого куба», критикующую принципы функционирования современных галерей искусства, одержимых идеей белых стен. Белая стена, по мысли критика, становится в XX веке мощнейшей эстетической силой – она превращает в искусство все, что на ней оказывается. Неслучайно с 1960-х гг. в искусстве появляется такое направление, как институциональная критика, направленная против музеев и художественных галерей – ключевых институций на арт-сцене. В клипе на песню музыкант ворошит сваленные в кучу чеки и расслабленно лежит среди метрономов – в своем роде он тоже бросает вызов институции, в которой принято вести себя с пиететом к искусству, нередко наполняющемуся содержанием за счет окружающих его белых стен. Такое бунтарство отлично соответствует панк-стилистике 2000-х гг., характерной для песни и образов героев из видео.
Музыкальные клипы могут выступать как контекст, внутри которого произведения современного искусства получают новые нарративы. Видео могут, напротив, комментировать этот контекст, а не просто обращаться к конкретным смыслам конкретных работ. Контекст становится самостоятельной силой и смысловым полем – при этом, что интересно, создатели видео никак не обыгрывают попадание произведений современного западного искусства в контекст восточный. С чем это может быть связано? Возможно, ответ кроется в глобальности современного искусства (пусть на самом деле современное искусство и остается во многом западным конструктом), ведь сегодня художники по всему миру практикуют схожие форматы, оперируют схожими инструментами и разрабатывают схожие темы.
—
Главная иллюстрация кадр из клипа певца WOODZ на песню I hate you, 2022. Южнокорейская компания Stone Music Entertainment
Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед
Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.
История картины
Череп в искусстве. Музыкант, который всегда рядом
В искусстве человеческий череп используется авторами по-разному, все зависит от индивидуального стиля и творческого видения. [...]
Мар
Записки художника
Актуальное искусство. Выставка в московском продуктовом магазине
Использованные консервные банки идеально пригодны для живописи. Во-первых, вскрытые консервные банки имеют разнообразные интересные формы [...]
Дек
Статьи об искусстве
Русский авангард на художественном рынке. Преображённый колорит Ольги Розановой
Вопрос о женском искусстве, как это ни странно, во многом связан с областью художественного рынка [...]
Мар
Статьи об искусстве
По-настоящему уникальное. Почему искусство стоит так дорого?
Крохотный рисунок – росчерк карандашом – может стоить в разы дороже большого полотна со множеством [...]
Янв
Статьи об искусстве
Проза жизни: грязный реализм в живописи и литературе
Творчество американского писателя XX века Чарльза Буковски, представителя так называемого «грязного реализма», не оставляет никого [...]
Фев
История картины
Белая письменность Марка Тоби. Уникальный стиль абстракции
Абстрактный экспрессионизм — направление в искусстве, зародившееся в США в конце 40-х годов прошлого столетия. [...]
Апр