Цветы – невероятно популярный мотив в живописи. Они встречаются в портретах, натюрмортах, картинах на религиозные и мифологические сюжеты. На протяжении столетий цветы ценили не только за их красоту и декоративные качества, но и за символический потенциал. Так, цветы могли придать произведению морализаторский характер либо служить атрибутом святого.
Ботанический символизм уходит корнями в античную литературу. Также художники черпали символическое значение цветов из религиозных произведений и средневековых гербариев.
Из-за обилия источников одно растение могло иметь несколько разных, а подчас и противоречивых значений. Например, гвоздика благодаря своему яркому цвету издавна считалась символом любви. Греческое название гвоздики, dianthus, переводится как «цветок Бога», поэтому она часто появляется на полотнах с Мадонной и младенцем Христом. Одновременно гвоздика могла обозначать любовь земную и брак. В Нидерландах невеста надевала одну из разновидностей гвоздики в день свадьбы. Согласно народной традиции, она прятала цветок на теле, чтобы потом его обнаружил жених. Закрепившаяся ассоциация гвоздик с любовью и браком прослеживается в портретах, написанных в честь свадьбы или помолвки, в которых модели представлены с цветком в руке, как, например, у Ханса Мемлинга или Рембрандта.
К растениям как к символам особенно часто обращались в живописи 15-16-го веков, в эпоху гуманизма.
Так, венецианский мастер Лоренцо Лотто включил в свою работу «Венера и Купидон», заказанную по случаю заключения брака, несколько цветов, значения которых легко считывали образованные люди того времени, любившие подобные интеллектуальные развлечения. Бедра Венеры усыпаны розами, в руках она держит миртовый венок. Оба растения – атрибуты богини и известны по классической мифологии как символы плотской любви. Миртовый венок также традиционно служил свадебным украшением. В свою очередь, плющ, обвивающий дерево на заднем плане, символизирует супружескую верность. Заказчик Лотто, скорее всего, хорошо знакомый со значением изображенных цветов, должен был без труда считать зашифрованное в картине послание с благопожеланиями по случаю свадьбы.
Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед
Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.
Искусство понимать
Любовные многоугольники и аллегория Холокоста. Как художники шифруют свои послания в картинах?
Картины не всегда буквально изображают то, что видит художник. Нередко их суть скрывается за абстрактными [...]
Авг
Статьи об искусстве
Река Пра. На берегу. Акварель как черно-белый снимок
На листе вертикального прямоугольного формата представлен чарующий мотив. Зеркальная гладь реки растворяется на горизонте, ее [...]
Авг
История картины
Белая письменность Марка Тоби. Уникальный стиль абстракции
Абстрактный экспрессионизм — направление в искусстве, зародившееся в США в конце 40-х годов прошлого столетия. [...]
Апр
Записки художника
В поисках. Найти нужное место, когда жизнь зашла в тупик
Куда катится жизнь: уже не дни мелькают, а годы. В зеркале отражается незнакомая одутловатая рожа [...]
Окт
Статьи об искусстве
Правильно ли теоретики культуры смотрят на искусство?
До 1980-х гг. искусство народов Африки, Австралии, Океании, Мезоамерики называли примитивным, и в этом определении [...]
1 Комментарий
Май
Выставки художника
Выставка «ул. Тверская 0ч.30м.» огни большого города. Москва 2008 год
29 октября 2009 в выставочном зале Российской Академии Искусств состоялось открытие выставки «Тверская 0ч.– 30м.». [...]
Май