Арт-критика. Статья. О природе живописи. Выставка "Автор неизвестен" в Музее русского импрессионизма

О природе живописи. Выставка «Автор неизвестен» в Музее русского импрессионизма

Одно из распространенных определений искусства – «то, что делается людьми для людей». Меж тем, тот, кто создает и тот, для кого создается представляют собой конкретных людей, имен которых в общественной памяти сохранилось не так уж много. Атрибуции неподписанных картин, основанные на провенансе, на стилистических и физических характеристиках, редко выходят за понятия «круг», «школа» или «последователь».

По сути в мировых музеях и частных коллекциях в процентном отношении преобладает количество работ «неизвестного автора», и это большая проблема. В условиях традиции историко-монографической развески, при которой картины встраиваются в жизнь своего художника / школы / стилевого направления, возникают не только вопросы экспонирования данных работ, но и их популяризации. О такой картине сложно рассказать знакомым так, чтобы ее узнали, сложно датировать, сложно апеллировать к ней в исследовании. Выходит так, что их нет на виду, о них почти не помнят. 

Кураторы выставки «Автор неизвестен» Анастасия Винокурова и Константин Цаликов оказались свободны от давления традиции и построили выставку таким образом, чтобы можно было воспринимать сами работы. На примере представленных работ конца XIX — начала ХХ вв. предложили зрителю познакомиться с основными формальными категориями изобразительного искусства, знакомыми каждому студенту искусствоведу, отчасти, по книгам Г. Вельфлина, И. Иттена, В. Кандинского — свет, цвет, композиция, фактура, форма, линейность, движение — и вынести собственное суждение. Следует сразу отметить, что ряд атрибуций, представленных на выставке, были осуществлены относительно недавно и не успели твердо войти в круг памятников, ассоциирующихся с данным автором.

Помещения разделены на 6 разделов, каждый из которых призван раскрыть определенный аспект из вышеупомянутых. В лучших традициях Музея русского импрессионизма, кураторы создали в рамках каждого тематического блока интерактивные площадки, в которых можно попробовать самостоятельно выставить свет на предмет, создать композицию из кубиков, сопоставить материалы, воспринятые на ощупь с изображением на картинах. Все сюжеты сопровождаются цитатами из воспоминаний художников, ученых, критиков, чтобы подчеркнуть основную идею каждой темы.

Иллюстрация фотография с выставки «Автор неизвестен. Коснуться главного», 2023

Начать проводить формальный анализ зрителю предлагается с раздела «Глаза и свет. от золота до эфира», наполненном работами, где свет рассеянный и направленный, холодный и теплый. Он то создает определенное настроение, как на «Портрете Мухитдина» Бориса Пестинского, освещенного теплым светом от печного огня, то становится главным героем, как в «Уголке двора» из музея изобразительных искусств республики Татарстан и изображении интерьера из Государственного Эрмитажа. Зритель видит ночь и день, зиму и лето, ореол от свечи и отражение в лужах, все эти эффекты восприятия достигаются именно благодаря экспериментам художников со светом. Следующий раздел «Цвет, локальный, дополнительный, дикий» призван не просто разъяснить данные понятия на примерах, но и познакомить с историей и теориями цвета, выдвигаемыми с XVIII до ХХ вв. Мужской портрет из Омского краеведческого музея позволяет проследить контраст дополнительных цветов, в свою очередь, «Дети в саду» из Серпуховского музея выстроена яркими пятнами без серьезной проработки, что создает легкое и веселое настроение от ее восприятия.

Иллюстрация фотография с выставки «Автор неизвестен. Коснуться главного», 2023

Отметим также разделы «Форма. Органика и кубизм» и «Движение и звук. Зримое и воображаемое». В случае первого зрителю представляется возможность сравнить и сопоставить тип плоскостной, далекой от натуралистических устремлений композиции и высокоорганизованной аналитической композиции кубистов. Сопоставить, к примеру, масштабное полотно «Рождение» из собрания Михаила Каменского с сезаннистическим натюрмортом Александра Катышева, в которых решение объема совершенно различается. Раздел движения и звука позволяет задуматься: возможно ли услышать изобразительное искусство, не будучи синестетом? Кураторы обыгрывают концепцию Кандинского, буквально поставив зрителя перед его работой, меняя друг за другом различные музыкальные вариации. В случае с движением, они сопоставили фильм и картину Ольги Розановой, изображающей пожар в городе, предлагая разглядеть в выстроенной композиции настоящий хаос толпы, бегущей прочь от огня.

Иллюстрация фотография с выставки «Автор неизвестен. Коснуться главного», 2023

Все эти тактильные, зрительные, слуховые ощущения, следует испытать самостоятельно, пока выставка доступна для посещения (до 21 января 2024 г.), а вместе с тем, задаться вопросом — достаточно ли одного лишь формального анализа для работ неизвестного художника, или нам все же требуется найти его создателя?

Главная иллюстрация фрагмент изображения с сайта rusimp.su, рубрика выставки, 2023.

Подпишитесь на канал. Следите за нашими новостями в удобном формате

Автор: Ангелина Лебедева / Искусствовед

Автор: Ангелина Лебедева / Искусствовед

Магистрант программы «История художественной культуры и рынок искусств» НИУ ВШЭ. Исследователь советского изобразительного искусства, музейной теории, истории коллекционирования. Участница международных и всероссийских конференций в области искусствознания.

Записки художника

Коробейников переулок. Дубовая табуретка, столик и циновка возле печки

К зиме в Москве место дворника всегда можно было найти. В сентябре я садился на [...]

Статьи об искусстве

«Дюна» – эстетский блокбастер: японский бонсай, мода скинхедов и русский след

Цикл книг Фрэнка Герберта «Дюна», знаковое произведение для жанра научной фантастики, – это масштабный замес [...]

Статьи об искусстве

Пара старых башмаков: привет Ван Гогу

А. Попов в своей серии натюрмортов «Дело в шляпе» обыгрывает простой мотив – темную шляпу [...]

Статьи об искусстве

Супрематизм вчера и сегодня. Художник на гребне волны

В 1915 г. на выставке с необычным названием «0,10» Казимир Малевич представил свой знаменитый «Черный [...]

Статьи об искусстве

Курбе и Милле: художник-революционер vs живописец-интроверт, кумир Ван Гога

Имя художника Гюстава Курбе, бэд боя французской живописи, гремело в Париже середины 19-го века. Его [...]

Статьи об искусстве

Абстрактный экспрессионизм: бездумная мазня или осмысленное искусство?

В послевоенные 1940-1950-е гг. гравитационный центр мира искусства переместился из Парижа в Нью-Йорк, где возникло [...]

Мнение “О природе живописи. Выставка «Автор неизвестен» в Музее русского импрессионизма

  1. Sergey Levaev

    А что? Хороший ход, чтоб зрители понимали, что изображено, и почему именно так, а не иначе. И как у каждого смотрящего своë лицо, так и автор далеко не безличен, а очень даже личен)).

Комментарии закрыты.

Сайт использует cookie. Вы можете отказаться от использования cookie в настройках браузера, однако это может повлиять на работу сайта. Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет. Политика конфиденциальности просматривая этот сайт, вы соглашаетесь с условиями.