Мнение о том, что современному художнику необходима классическая живописная школа, сегодня активно оспаривается.
С одной стороны, академическая подготовка помогает овладеть на профессиональном уровне определенными техниками – масла, гуаши, акварели, пастели, в конце концов, рисунка карандашом. Школа помогает обрести формальное мастерство, то есть мастерство в обращении с художественной формой, которое, в свою очередь, ведет к большей свободе творческого процесса, сосредоточенности на концептуальных поисках, решении сложных цветовых, световых, композиционных задач. Упрощение и лаконичность художественных средств превращаются в осознанную ступень на пути развития творческого метода. Художники приходят к редукции внешней формы сами, а не просто бездумно копируют модные, востребованные на рынке приемы, подражая чужим находкам.
Кроме того, школа знакомит с историей искусств, понимание которой дает возможность играть с традицией, опрокидывать устоявшиеся каноны, зашифровывать в произведениях аллегорические послания, наделяя их тем самым смысловой глубиной и многозначностью.
Тем не менее, можно возразить, что сегодня молодые художники в процессе своего становления и развития должны, скорее, знакомиться с различными новыми медиа и технологиями, которые можно применить в искусстве, нежели корпеть над академическим рисунком и натурными штудиями, а художественное образование вообще не гарантирует успеха на арт-сцене.
История искусств действительно знает не один пример блестящих самоучек, которые, в отличие от своих коллег, прошедших классическую школу, предлагали по-настоящему новаторские решения. Например, архитектор Николай Львов, мастер 18-го века, автор совершенно уникальных построек в палладианском вкусе, создавал проекты, которые всегда отличались от стандартизированных, приведенных к общему знаменателю сооружений архитекторов с академическим образованием. Жан-Мишель Баския, один из самых популярных сегодня художников второй половины 20-го века, никогда не ходил в какую-либо школу искусств, но при этом сумел задать не исчерпавший себя до сих пор тренд в живописи на стиль уличного искусства с его детскостью рисунка и одновременной экспрессивностью.
Можно подумать, что школа закрепощает талант художника и лишь отсутствие академического образования позволяет ему/ей сказать новое слово в искусстве. Однако в руках настоящего таланта школа станет лишь преимуществом, придаст необходимую огранку, поможет расширить диапазон задач, которые способен ставить перед собой художник, научит бросать себе вызов. Академическая подготовка (или музей – но изучение традиции тоже можно назвать в какой-то мере классической школой) учит живописца работать с цветовыми отношениями, композиционными и световыми решениями, преодолевать сухую схему и каждый раз заново переизобретать живописную проблему.
Неслучайно Пикассо тоже начинал с достаточно академических работ и лишь после ушел в намеренный примитивизм (обращаясь при этом к африканскому искусству примитива), очищение форм, работу с максимально небольшим количеством средств выразительности.
Школа послужила точкой отсчета для его новаторских находок.
Может показаться, что в картинах, например, Александра Попова форма искажена, рисунок отсутствует напрочь, холсты представляют собой месиво красок, зачастую грязное и непривлекательное, кричат вызывающими сюжетами и отталкивающими образами. Однако, если приглядеться, можно заметить, что в каждом полотне художник соблюдает тонкую цветовую игру, выстраивает гармонию оттенков, его композиции просчитаны до совершенства, ни один предмет в натюрморте нельзя сдвинуть, ни одну фигуру нельзя переместить, и при всей хаотичности композиция не распадается. Художник может позволить себе радикально манипулировать формой, потому что пройденная им школа, как матрица, держит картину изнутри. В конце концов, нужно хорошо знать правила, для того чтобы их нарушать.
Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед
Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.
Статьи об искусстве
Поймать дзэн: восточная философия и живопись
В современном мире «достигаторства», постоянной спешки, тревожных расстройств, высоких скоростей и технологий особенно востребованными вновь [...]
Фев
Арт-критика
О природе живописи. Выставка «Автор неизвестен» в Музее русского импрессионизма
Одно из распространенных определений искусства – «то, что делается людьми для людей». Меж тем, тот, [...]
Дек
Статьи об искусстве
Интересная профессия. Чем занимается искусствовед?
Может сложиться обманчивое впечатление, что суть профессии искусствоведа – писать велеречивые тексты, полные пышных эпитетов [...]
Апр
Записки художника
Невидимые волны. Пустынное шоссе и электричка от Загорска к Москве
В 1987 году у меня состоялась совместная с Андреем Медведевым выставка «Живопись 87». Она прошла [...]
Ноя
Искусство понимать
Скрябин и Кандинский: музыка как живопись и живопись как музыка
В России начала 20-го века звук и цвет сильно сблизились в сознании разного рода мыслителей. [...]
Фев
Статьи об искусстве
Многозначный развивающийся образ
Картина «Загон» 1982 года представляет собой горизонтально ориентированный холст, в который плотно вписаны крупные коренастые [...]
Янв