В мировом искусстве прослеживается длинная традиция запечатления поцелуя. Это один из самых любимых художниками мотивов. Можно вспомнить знаменитую картину Густава Климта, скульптуру Огюста Родена или культовый снимок Робера Дуано «Поцелуй у Отель-де-Виль» для журнала Life, сделанный в 1950 г., но прославившийся лишь в 1980-е гг., когда он был напечатан на открытках, постерах и календарях. Однако с композиционной и отчасти формальной точки зрения решение А. Попова ближе всего серии Эдварда Мунка «Поцелуй». Норвежский мастер разрабатывает эту тему в технике масла и ксилографии. Он изображает пару, слившуюся в поцелуе у окна. Лица влюбленных буквально растворяются друг в друге. А. Попов заимствует позы героев, но переворачивает их фигуры как бы в зеркальном отражении.
Как и у Мунка, у А. Попова не видно лиц персонажей, это обобщенные, отвлеченные пятна.
Важно действие, а не действующие лица. Однако у А. Попова решение несколько более буквальное, контуры лиц влюбленных обведены широкой черной линией. Кроме того, пара помещена в городскую среду, но любые посторонние персонажи оказываются исключены. Художник кадрирует композицию так, чтобы отсутствие прохожих было объяснимо: они просто не поместились в поле вертикально ориентированного холста.
Композиция выверенная и гармоничная, структуру полотна организуют вертикали и диагонали, задающие четкую перспективу. Живописец оперирует крупным, широким, свободным мазком.
Яркие пятна цвета заключены в черные контуры – такое решение начинает отдаленно напоминать красочный витраж.
Композиция легко читаемая, ясная, она похожа на открытку, знак. Но простое решение мастер наполняет богатством и разнообразием палитры. Так, синие варьируются от чернильных до нежно-голубых и бирюзовых, по красочной поверхности рассыпаны лиловые и сиреневые оттенки. С помощью мотива и палитры А. Попов создает романтизированный образ, который может быть органичен не только для Парижа, как у Дуано, но и для Москвы.
Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед
Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.
Выставки художника
Выставка «48 живописных работ» в Академии Искусств. Москва 2011 год
На выставке картин Александра Попова 2011 г., оказавшейся заключительной, были представлены произведения, написанные в период [...]
Май
Выставки художника
Выставка «Гастроном» коммуникация с голодным зрителем. Москва 1990 год
В октябре 1990 года состоялась третья акция Александра Попова — выставка «Гастроном». Внедрение живописи в [...]
1 Комментарий
Май
Статьи об искусстве
Супрематизм вчера и сегодня. Художник на гребне волны
В 1915 г. на выставке с необычным названием «0,10» Казимир Малевич представил свой знаменитый «Черный [...]
Авг
Искусство понимать
Современный балет, живопись Пикассо и японская мифология в фигурном катании
Фигурное катание – это вид на границе спорта и искусства, что очень точно отражено хотя [...]
2 Комментария
Дек
Статьи об искусстве
Небольшая фигурка пионерки: в поисках утраченного объема
В каждом полотне серии «Пионерка», вращающейся вокруг статуэтки юной скрипачки, художника занимают различные живописные задачи. [...]
Май
Статьи об искусстве
Человеческое, слишком человеческое. Кто они: киборги в современном мире?
Вопрос о том, чем человек является на самом деле, волнует его многие столетия. Самые ранние [...]
Янв