На полотне А. Попова «Отель» представлены не конкретные люди, а, скорее, карикатурные типажи. Гипертрофированно пышнотелая дама в вызывающем наряде с глубоким декольте игривым жестом приподнимает головной убор. За ее спиной стоит мужчина в деловом костюме, похожий одновременно и на бизнесмена, и на обитателя криминального мира, его профиль подчеркнуто суров и неприступен, на голове у него шляпа, напоминающая о моде 1920-х гг.
В картине обнаруживается множество пересечений с искусством Веймарской республики (1919-1933) в Германии, охватившей период с конца Первой мировой войны до прихода к власти нацистов.
Эту переходную эпоху можно ярко охарактеризовать словами итальянского философа и политика Антонио Грамши: «Кризис заключается именно в том, что старое уже умирает, а новое еще не может родиться; в этом междуцарствии возникает множество разнообразнейших патологий». Страна в то время страдала от инфляции, безработицы, нищеты, разгула преступности. Как писал в 1921 г. приехавший в Берлин Илья Эренбург, «все было колоссальным: цены, ругань, отчаяние».
Объективно описать проявления пораженного болезнями общества стремились в своих работах художники «Новой вещественности», такие как Отто Дикс, Георг Гросс, Макс Бекман. Они сатирически трактовали сюжеты городской жизни и портреты, их персонажи гротескны, фигуры и лица героев часто искажены, интонацию художников отличает едкость и беспощадность, это циничные работы на грани китча.
Живописец препарирует реальность инструментами мастеров 1920-х гг.
Тот же подход отличает и А. Попова. Он жестоко высмеивает своих персонажей, не только в «Отеле», но и во всей серии «Нечем дышать», запечатлевающей в основном вульгарных обнаженных героинь с уродливыми черепами вместо лиц и гиперболизированными частями тел. Они не вызывают симпатии, они откровенно неприятны, их дешевое кокетство лишь отталкивает зрителя. Насыщенность цвета, мрачная палитра, синеватый общий тон усиливают впечатление мертвенности, упадка, разложения.
Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед
Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.
Истории из жизни
Софонисба. Уникальные имя и судьба
Софонисба Ангвиссола – одна из немногих художниц эпохи Ренессанса, добившихся международного признания. Она была прекрасно [...]
Июл
Статьи об искусстве
Символ тщетности бытия. Послание в узоре.
Предметный мир натюрморта «Кринка и кости» кисти А. Попова достаточно лаконичен: это глиняная кринка, кости [...]
Авг
Истории из жизни
Страна чудес Рене Магритта. Поэтические связи между объектами
На умение Рене Магритта, прославленного бельгийского художника-сюрреалиста, создавать запоминающиеся образы повлияла, вероятно, в том числе [...]
Ноя
Статьи об искусстве
Натюрморт с японской гравюрой. Насыщенный лаконизм
А. Попов высоко ценил искусство Джорджо Моранди. В творчестве видного итальянского живописца 20-го века он [...]
Июл
Статьи об искусстве
Человеческое, слишком человеческое. Кто они: киборги в современном мире?
Вопрос о том, чем человек является на самом деле, волнует его многие столетия. Самые ранние [...]
Янв
Статьи об искусстве
Белое на белом. Художник в стремлении «обнулить» искусство
На белоснежном столе с подернутым черной краской торцом изображены две такие же белоснежные соусницы. Край [...]
Авг