Софонисба Ангвиссола – одна из немногих художниц эпохи Ренессанса, добившихся международного признания. Она была прекрасно образованна, получила высокую оценку Микеланджело, ее специально посетил во время своего путешествия Антонис Ван Дейк, а испанский король Филипп II пригласил ее к своему двору, где она провела более 10 лет, занимаясь портретной живописью и запечатлевая в том числе членов монаршей семьи.
Софонисба родилась в Кремоне, на севере Италии, и происходила из знатной семьи. И имя, и фамилия художницы достойны отдельного рассказа. По преданию, семья Ангвиссола вела свой род от византийского военачальника Гальвано Сордо, который способствовал освобождению Константинополя от сарацинов в 8-м веке. На его щите была изображена змея (на латыни – anguis). После победы военачальника над арабами его соратники и жители Константинополя провозгласили: “Anguis sola fecit victoriam” (т.е. «Змея одна принесла победу»). Выражение стало популярным, и Гальвано получил прозвище Ангвиссола, которое в конце концов византийский император пожаловал потомкам военачальника в качестве фамилии.
Семья Ангвиссола, перебравшаяся в Италию, жила неподалеку от места знаменитой битвы при Треббии – сражения между римлянами и карфагенянами в ходе Второй Пунической войны, произошедшее во 3-м в. до н.э., поэтому Софонисба была названа в честь знаменитой карфагенянки тех времен, история браков и самоубийства которой была пересказана многими античными писателями.
Личная жизнь Софонисбы тоже сложилась необычным, но счастливым образом. Сначала король Испании Филипп II устроил судьбу своей придворной дамы, выдав ее замуж за сицилийского аристократа, когда ей было уже почти 40 лет. После смерти мужа Софонисба влюбилась в капитана корабля, генуэзского купца Орацио Ломеллино, с которым она познакомилась во время морского путешествия в Кремону, и вышла за него замуж. На тот момент ей было 52 года. Художница прожила долгую жизнь и скончалась в возрасте 93 лет. В честь 100-летнего юбилея Софонисбы ее муж поместил трогательную надпись на надгробии супруги с выражением своей любви.
Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед
Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.
Статьи об искусстве
Голубовато-лиловые грозди сирени. Игра контрастов
Сирень – излюбленный мотив в русском искусстве: художников издавна привлекала его живописность. Пышный букет у [...]
Ноя
Статьи об искусстве
Классическая школа для художника: чтобы нарушать, нужно знать правила
Мнение о том, что современному художнику необходима классическая живописная школа, сегодня активно оспаривается. С одной [...]
Янв
Статьи об искусстве
Натюрморт с кофейником. Гармония контрастов
Сюжетно натюрморт А. Попова с красными перцами, синим кофейником и бидоном и желто-зелеными фруктами напоминает [...]
Авг
Статьи об искусстве
45 работ А. Попова в коллекции Эрмитажа
В 2012 г. в дар Эрмитажу была передана коллекция Жоржа Мачере и его супруги Надежды [...]
Фев
Записки художника
Место встреч. Портреты Дон Кихота, мушкетеров и иллюстрации к Диккенсу
Рядом с моим домом, через два соседних, в Коробейниковом переулке находилась пивная, лучше сказать советский [...]
Окт
Статьи об искусстве
Игра Atomic Heart. СССР снова в моде, или как быть актуальным сегодня
Советская эстетика, эстетика Восточной Европы – т.е. т.н. trauma aesthetic, «эстетика травмы» – не так [...]
2 Комментария
Мар