Как вспоминал художник К. Коровин, в бытность свою ученик Московского училища живописи, ваяния и зодчества, залы этого заведения украшали гипсовые слепки с прекрасных античных статуй – Венеры Милосской, Аполлона Бельведерского, Лаокоона, Германика, Вакха, Дианы и прочих. Все фигуры божеств и героев были, конечно же, обнаженными, что не устроило нового директора училища. Он заказал мастерам-штукатурам гипсовые виноградные листья – и в одну ночь все антики прикрылись. Однако вскоре Аполлона приодели и ученики. Кто-то ночью надел на статую легкие штаны в полоску. На утро хохотала вся школа. Директор быстро ушел со своей должности и съехал с казенной квартиры. В шутке заподозрили Коровина. Он отрицал свою причастность, но товарища – юный художник знал, кто нацепил на Аполлона штаны – не выдал. Тем не менее слава о выходке закрепилась за ним. Когда ему вручали серебряную медаль в училище, князь Долгорукий, награждавший учеников, развеселил этой историей княгиню С.С. Голицыну.
Ученикам приходилось много заниматься не только рисунком или живописью, но и общеобразовательными предметами. Преподаватели в этом отношении были очень строги, и молодым живописцам приходилось туго. Коровин вспоминал, как на экзамене по русской истории И. Левитану задали вопрос о том, в каком году и месяце император Павел переехал в Гатчину. В. Перов, тоже заседавший в комиссии, честно отметил, что сам не знает ответа. Тем не менее экзаменатор поблажки Левитану не сделал, хоть тот и простодушно сказал, что никогда не будет писать картину на подобный сюжет, а потому знание конкретной даты ему совсем не нужно. На экзамене по анатомии Левитану предложили взять в руки человеческий череп. Однако молодой художник отказался со словами, что он не может видеть мертвых, ведь смерть ужасна. Товарищи потом смеялись над чувствительным другом, что он вылитый Гамлет – сцена с черепом ему, безусловно, удалась.
Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед
Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.
Статьи об искусстве
Альтер эго художника или инструмент изысканной формы
У А. Попова есть целая серия картин, ключевым элементом которых выступает труба, музыкальный инструмент хитрой, [...]
Авг
Статьи об искусстве
Аллегория скоропортящейся красоты или неизбежные метаморфозы
Мне кажется, так дорого я стою,Как ни одно земное существо.Когда же невзначай в зеркальной гладиЯ [...]
Сен
Статьи об искусстве
Облака: тучки небесные, вечные странники
23 мая 2006 года по голубому, почти летнему небу плыли белые пушистые кучевые облака. Они [...]
Июн
Записки художника
Одесская Юморина. Бумажный нос Патрушева и танцующие пары с плакатами
В каком году в Одессе состоялась первая советская официальная Юморина 1 апреля. Не помню. Узнав [...]
Сен
Статьи об искусстве
Как (не) стать мастером за 10 тысяч часов?
Правило 10 тысяч часов, кажется, популярно до сих пор. Считается, что для достижения мастерства в [...]
Дек
Статьи об искусстве
Мастерская художника. Проникнуть в тайны святая святых живописца
Запретный плод сладок, а потому образ мастерской художника, скрытой от глаз зрителя и таящей в [...]
Май