Полезная информация. Оценка стоимости картин на рынке. Можно ли рассчитать эффективность инвестиций?

Оценка стоимости картин на рынке. Можно ли рассчитать эффективность инвестиций?

Недавний скандал, разразившийся вокруг работы из собрания Дмитрия Рыболовлева, невольно заставляет задуматься, почему одни работы продаются неизмеримо дорого, в то время как другие — уходят «за бесценок», почему со временем они теряют и приобретают в ценности и возможно ли осуществить прогноз, имея в виду некие объективные показатели, влияющие на рынок искусства?

По мнению колумбийского экономиста Моше Адлера, высказанному в статье 1985 г., именно знание о художнике и его творчестве является неотъемлемой характеристикой «потребителя» искусства. Получение знаний требует вступления его в определенное комьюнити, где проходят дискуссии по вопросу ценности того или иного художника. Чем выше ранг художника – тем больший круг потребителей заинтересован в его покупке или наблюдением за его работами на рынке и, соответственно, тем меньше усилий требуется для новичка, чтобы получить необходимые знания. В своей оценке автор исходит из того, что все талантливые художники равны, и успех одного над другим определяет только удача. Так, если в один момент времени случайно наибольшее количество потребителей выберет определённого художника, «подобно снежному кому его слава будет расти», как растет комьюнити заинтересованных в простом получении знаний людей.

При всей своей простоте, данная модель ограничивается только старыми мастерами и не объясняет того, как варьируется цена на произведения новых художников, комьюнити которых составляет лишь пару экспертов, соглашение между которыми и формирует общественное доверие к художнику.

Еще одно объяснение формирования цен на рынке было дано немецким исследователем Вилли Бонгардом ранее, в 1970-е гг. Он постарался выявить количественные показатели в отношении оценки качества произведения искусства. Для него такими показателями были: количество работ художника в собрании известных музеев и частных коллекционеров, количество персональных выставок художника, количество упоминаний в популярных арт-журналах. Так, художник получал 300 очков за каждую работу в Метрополитен-музее (The Metropolitan Museum of Art), 200 за работы в музее меньшей значимости, например Чикагском институте искусств (Art Institute of Chicago); 50 очков доставались художнику за упоминание в авторитетных публикациях, 10 – за публикации попроще. В результате своего анализа Бонгард отобрал 100 художников и сравнил получившийся результат в баллах с ценой работ на рынке. Таким образом, сравнение «эстетического» и «экономического» значений привело к созданию метода, позволяющего рассчитать инвестиционные риски.

Иллюстрация фотография с аукциона, торги, sothebys.com, 2021
Иллюстрация фотография с аукциона Sotheby’s, 2021

Несмотря на все свои плюсы, метод Бонгарда оказывается несколько произвольным. Так, ни один из художников в списке исследователя не выставлен в Метрополитен-музее (хотя, представляется, что это самый популярный американский музей). Данный показатель имеет значение, когда речь идет о работах Старых мастеров, но не современных художников. Более того, ранг музеев или выставок не является постоянной величиной, но меняется со временем. Например, когда музеи переезжают в новые здания, авторитет художников, чьи работы находятся в нем, повышается, в то время как ранее популярные выставки (например, «Документы») не могут «прибавить баллов» современному художнику.

Еще одно исследование конца 1980-х, в котором предпринимается попытка выявить объективные показатели эстетической оценки, принадлежит швейцарскому и немецкому экономистам Бруно Фрею и Вернеру Поммерене, взявшим за основу работы Бонгарда. Для них ценность работы формирует «художественный капитал», накопленный художником с течением времени. В качестве показателей они используют: количество выставок и эстимейты работ (приблизительная оценка стоимости лота экспертами аукционного дома); время, прошедшее со времени первой выставки художника; количество областей, в которых художник работал (скульптура, живопись, печатная графика); цены продаж работ, реализованных в прошлом.

И хотя аналитическая модель Фрея-Поммерене эффективна, показатели, которые лежат в основе, не могут не вызывать вопросов. Во-первых, не все площадки по продаже искусства предоставляют результаты в свободном доступе, что делает итоговую картину неполной. Во-вторых, не все дорогие художники принимают участие в выставках (например, Фрэнсис Бэкон или Джаспер Джонс). В-третьих, не все художники, которые часто выставляются, могут похвастать тем, что цена на их произведения не перестает расти (Роберт Раушенберг). В-четвертых, молодые художники могут иметь больший экономический успех, нежели те, кто выставляется десятилетиями, потому как «wow-эффект» от их работ исчезает и они начинают надоедать.

Иллюстрация картина художника Джаспера Джонса «Usuyuki», 1982
Иллюстрация картина художника Джаспера Джонса «Usuyuki» (ULAE 227), 1982. Эстимейт: 200 000 — 300 000 USD, Sotheby’s / 2021

Решение вопроса об объективных показателях эстетической оценки может быть найдено в статье немецких исследователей — экономиста Хёльгера Бонуса и искусствоведа Дитера Ронте — ключевым фактором, который определяет «ценность» той или иной картины, является «степень доверия» потребителей к имени художника или определенной картине. То есть, для того чтобы иметь высокую ценность на рынке, произведение должно быть узнаваемым, более того, его качество (аутентичность) не должны вызывать у потенциального покупателя вопросов. Последнее обстоятельство требует вовлечения специалистов в истории искусств, способных проанализировать результаты технико-технологической экспертизы и вынести свой вердикт. И простые потребители, у которых нет достаточных сведений, вынуждены верить экспертам в сфере арт-рынка.

К сожалению, приходится признать, что объективных показателей, на основании которых возможно рассчитать инвестиционный успех той или иной картины нет, но это вовсе не означает, что их не следует приобретать. Экономический потенциал живописи в любом случае уступает ценным бумагам, и единственный ключевой показатель, который должен привлекать заинтересованного покупателя, состоит в том, нравится ему картина или нет.

Главная иллюстрация картина художника А. Попова «В лучах солнца», 2007

Автор: Ангелина Лебедева / Искусствовед

Автор: Ангелина Лебедева / Искусствовед

Магистрант программы «История художественной культуры и рынок искусств» НИУ ВШЭ. Исследователь советского изобразительного искусства, музейной теории, истории коллекционирования. Участница международных и всероссийских конференций в области искусствознания.

Написать комментарий к статье...

Выставки художника

Выставка «Фактура времени» в лабиринте рефлексии. ЦДХ Москва 1996 год

Весной 1996 года в Москве, в конце апреля, в зале Центрального Дома Художника прошла выставка [...]

Статьи об искусстве

Аллегория скоропортящейся красоты или неизбежные метаморфозы

Мне кажется, так дорого я стою,Как ни одно земное существо.Когда же невзначай в зеркальной гладиЯ [...]

Записки художника

Дерево моего творчества. Плоды живописи: вишня любви и огурцы сомнений

Своё творчество я представляю себе в виде необычного дерева, ветви которого растут, подчиняясь какой-то собственной [...]

История картины

Миллион алых роз. Цветочный символизм в картинах

Цветы – невероятно популярный мотив в живописи. Они встречаются в портретах, натюрмортах, картинах на религиозные [...]

Истории из жизни

Пегги Гуггенхайм покровительница искусства. Бурная жизнь светской львицы

Пегги Гуггенхайм, галеристка и страстная покровительница искусства, была знакома со многими выдающимися художниками своего времени. [...]

Статьи об искусстве

Супрематизм вчера и сегодня. Художник на гребне волны

В 1915 г. на выставке с необычным названием «0,10» Казимир Малевич представил свой знаменитый «Черный [...]

Добавить мнение

Вы можете оставить комментарий к статье, он будет опубликован после проверки модератором. Обязательные поля для заполнения *

Сайт использует cookie. Вы можете отказаться от использования cookie в настройках браузера, однако это может повлиять на работу сайта. Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет. Политика конфиденциальности просматривая этот сайт, вы соглашаетесь с условиями.