Об искусстве. Статья. Два пути. Встреча или расставание

Два пути. Встреча или расставание

Картина А. Попова «Два пути» по композиции и сюжету близко напоминает офорт И. И. Шишкина, который запечатлевает две дороги, вьющиеся по полю ржи и теряющиеся на горизонте. Над ними нависли тяжелые грозовые тучи, надвигается буря. Однако у А. Попова поле, по которому тянутся два пути, покрыто снегом, небо озаряют лиловые всполохи заката. Вдалеке виднеется крошечная фигурка человека как черная точка на фоне белоснежного покрывала.

Пространство кажется бесконечным, художник создает пантеистичный образ природы, в которую вписываются две исхоженных, изъезженных рукотворных дороги.

За незамысловатостью сюжета скрывается непростое философское наполнение работы. Каждый увидит в ней свое: муки выбора, совершенную или грозящую роковую ошибку, неопределенность, сомнения, страх. Кажется, что дороги расходятся навсегда, однако за горизонтом они могут сойтись вновь. В эмоциональном строе картины нет уныния, тоски или тревожности за будущее. Ответ на вопрос о том, что таят в себе две дороги, – в глазах смотрящего.

Путь-дорога – это образ, нагруженный разнообразными смысловыми коннотациями в мировой культуре.

Михаил Михайлович Бахтин, выдающийся отечественный литературовед и философ, выделял т.н. хронотоп дороги. Хронотоп, термин, введенный М. М. Бахтиным, обозначает слияние примет пространства и времени: черты времени раскрываются в пространстве, пространство осмысляется во времени. Так, на дороге «пересекаются в одной временной и пространственной точке пространственные и временные пути многоразличнейших людей», «здесь время как бы вливается в пространство и течет по нему».  Дорога – это место случайных встреч, место переплетения судеб. У А. Попова дорога превращается в противоположность бахтинскому хронотопу – в развилку, место расставания, разделения судеб. Однако есть между двумя пониманиями – философа и художника – определенное сходство. По М. М. Бахтину, дорога – это часто необходимое условие завязки, начала романа, по А. Попову – это выбор, а значит, тоже начало – начало нового пути от новой вехи.

Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед

Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед

Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.

Написать комментарий к статье...

Статьи об искусстве

Серия картин с пейзажным парком на правом берегу Москвы-реки

Нескучный сад – серия картин с удивительным пейзажным парком, который находится в историческом центре Москвы [...]

Истории из жизни

О. Кипренский. Любви все возрасты покорны

В 1816 г. О. А. Кипренский, крупнейший русский художник-романтик, в качестве пенсионера императрицы Елизаветы Алексеевны [...]

Статьи об искусстве

Как (не) стать мастером за 10 тысяч часов?

Правило 10 тысяч часов, кажется, популярно до сих пор. Считается, что для достижения мастерства в [...]

Записки художника

Коробейников переулок. Дубовая табуретка, столик и циновка возле печки

К зиме в Москве место дворника всегда можно было найти. В сентябре я садился на [...]

История картины

Букарос. Утонченный вкус мексиканской глины

На многих картинах испанских художников 17-го века, особенно натюрмортистов, присутствуют любопытные глиняные сосуды красноватого оттенка. [...]

Статьи об искусстве

Излюбленный мотив живописцев. Улицы старой Москвы

Вид из окна – излюбленный мотив живописцев. Обращается к нему и А. Попов, запечатлевая на [...]

Мнение “Два пути. Встреча или расставание

Добавить мнение

Вы можете оставить комментарий к статье, он будет опубликован после проверки модератором. Обязательные поля для заполнения *

Сайт использует cookie. Вы можете отказаться от использования cookie в настройках браузера, однако это может повлиять на работу сайта. Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет. Политика конфиденциальности просматривая этот сайт, вы соглашаетесь с условиями.