Композиционное решение портрета И.И. Витман, советской и российской художницы, достаточно традиционно. Ее фигура помещена ровно по центру, но развернута вправо, из-за чего складывается впечатление, что художник оставил слишком много пространства слева; возникает внутренняя неустойчивость композиции. Вертикаль фигуры вторит вытянутому формату холста. Пространство лишено каких бы то ни было атрибутов, предметов, антуража – оно максимально отвлеченное и нейтральное, портрет почти полностью освобожден от деталей интерьера. Все внимание зрителя сосредоточено на пожилой художнице.
Она изображена на стуле, поколенно. Ее взгляд устремлен вдаль, руки сцеплены в замок перед собой.
На узловатых кистях мастер делает особенный акцент. Их очертания обведены темной краской, руки «выложены» жирным мазком.
Лицо и руки – это основные центры притяжения, гравитационные зоны картины. К такому приему часто прибегал Рембрандт, любивший писать людей, которые повидали жизнь, на которых время оставило свой неизгладимый след. Но А. Попов убирает светотеневые контрасты, которыми активно оперировал знаменитый голландский мастер, он акцентирует внимание на лице и руках в первую очередь за счет текстуры и степени художественной проработки.
Руки модели выполнены плотным слоем краски, лицо – более тонкими, деликатными мазками, а фактуру платья художник создает за счет сочетания открытого мазка и зернистости холста.
При этом, несмотря на рельефность красочной поверхности, фигура пожилой дамы кажется почти бесплотной, невесомой.
Тающий характер живописи отдаленно напоминает портреты В. Вейсберга, художника старшего по отношению к А. Попову поколения. Мастер создает нежный, созерцательный, медитативный образ.
Сближенная палитра портрета строится на сочетании сероватых, голубоватых, охристых оттенков, которые складываются почти в гризайль. Короткие седые волосы рассеиваются в сероватом фоне. Цветом же художник лепит объем. Колористически это очень тонко и точно выверенная картина. Именно цветовые отношения занимают мастера в произведении в первую очередь. В результате художнику удается виртуозно достичь живописного единства.
Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед
Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.
Истории из жизни
Данте Габриэл Россетти. Трагический союз художника и музы
Главной музой и моделью Данте Габриэля Россетти, известного художника-прерафаэлита, увлекавшегося также поэзией, была Элизабет Сиддал, [...]
Июл
Записки художника
Одесская Юморина. Бумажный нос Патрушева и танцующие пары с плакатами
В каком году в Одессе состоялась первая советская официальная Юморина 1 апреля. Не помню. Узнав [...]
Сен
Выставки художника
Выставка «Улица» сближение искусства и реальности. Москва 1989 год
Экспозиция «Улица» в Центральном Доме Художника стала следующим этапом поисков Попова в области максимального сближения [...]
Май
Статьи об искусстве
Демократичное хобби. Заметка о советских коллекционерах
Разговор о коллекционерах в послевоенном СССР следует начать с проблематизации юридического статуса собирательской деятельности. Открыто [...]
Окт
Истории из жизни
Пегги Гуггенхайм и Макс Эрнст
Семейная жизнь художника Макса Эрнста, яркого представителя дадаизма и сюрреализма, и Пегги Гуггенхайм, знаменитой покровительницы [...]
Июн
Статьи об искусстве
Искусство Востока и Запада: пропасть во взглядах
Искусство Востока и искусство Запада – это два равновесных, равнозначных явления. Однако в силу европоцентричности, [...]
Мар