В своем творчестве А. Попов часто включается в диалог с великими мастерами прошлого. Так, его «Колоннада на берегу моря» сюжетно и композиционно напоминает пейзажи французского художника 17-го столетия Клода Лоррена.
А. Попов обращается к композиционным находкам Лоррена и строит пространство картины по кулисному принципу: сверкающее в лучах солнца лазоревое море обрамляют колоннада и античный храм на скалистом берегу.
Художник создает поэтичный, созерцательный образ средиземноморского побережья, что также сближает его с Лорреном, разработавшим лирический вариант классического пейзажа.
Используя излюбленный мотив Лоррена с античной архитектурой, морем и бегущей по водной глади солнечной дорожкой, А. Попов продолжает своеобразную традицию интерпретации этого мотива. «Отплытие царицы Савской» кисти Лоррена растрогало до слез английского живописца Уильяма Тёрнера и вдохновило его на создание «Дидоны, основательницы Карфагена», пейзажа, запечатлевающего характерные антикизирующие постройки-кулисы и солнце, золотящее поверхность воды.
Однако А. Попов по сравнению со своими предшественниками упрощает сюжет, композицию, убирает стаффажные фигурки людей, чтобы полностью сосредоточиться на вопросах освещения и взаимодействия света и воздуха, которые интересовали и Лоррена, и Тёрнера, но лишь наравне с другими задачами, например, композиционными.
А. Попов очень импрессионистичен в этом пейзаже, его занимает не выверенность структуры полотна, которая у него «плывет», а передача трепетной, меняющейся световоздушной среды с помощью разбелённой палитры, деликатного сочетания голубоватых, персиковых, розовых оттенков, рождающих мечтательный образ, сон наяву.
Художник не изменяет своей открытой кисти, широкому мазку, что неизбежно отличает его от гладкой живописи Лоррена. Небо в пейзаже А. Попова дымчатое, как у Тёрнера, но солнце, ландшафт, колонны написаны плотно, пастозно.
В этом пейзаже мастер отдает дань и античности, и французскому классицизму XVII века, и Тёрнеру, и импрессионизму, тем не менее предлагая свою трактовку живописного тропа, общего места в европейском искусстве.
Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед
Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.
Статьи об искусстве
45 работ А. Попова в коллекции Эрмитажа
В 2012 г. в дар Эрмитажу была передана коллекция Жоржа Мачере и его супруги Надежды [...]
Фев
Арт-критика
«Поэт и царь» в Царском селе. Выставка о сложных взаимоотношениях А.С. Пушкина с власть имущими
7 июня в музее-заповеднике «Царское село» в Камероновой галерее открылась выставка «Поэт и царь», приуроченная [...]
Июн
Статьи об искусстве
Горы и люди. Двойственное послание
Картина А. Попова «Всадник» задает вопросы, но не дает ответов. В ней живописец вновь обыгрывает [...]
Окт
Статьи об искусстве
Многозначный развивающийся образ
Картина «Загон» 1982 года представляет собой горизонтально ориентированный холст, в который плотно вписаны крупные коренастые [...]
Янв
История картины
Слияние сюжетов. Полифем, Пигмалион и Галатея
Древнегреческая мифология – это неисчерпаемый источник сюжетов для художников. Иногда эти сюжеты срастаются воедино и [...]
Окт
Полезная информация
Понравились картины. Как сделать выбор?
Выбор искусства может быть очень личным и субъективным процессом, и при принятии решения необходимо учитывать [...]
Апр