«Натюрморт с ножом и кринкой» А. Попова привлекает внимание зрителя выверенностью композиции, мастерством передачи фактур, гармоничностью цветового решения.
Кринка в углу, окруженная горкой картофеля, вписывается в воображаемую пирамиду. Композиция обретает устойчивость и тектоничность. Лежащий по диагонали нож задает движение взгляда вглубь.
Художник прибегает к контрастной, драматичной светотени, почти кьяроскуро.
Тень скрадывает очертания предметов, усиливая «подвальный» эффект, производимый монохромной землистой, серовато-охристой палитрой.
В этой работе кисть мастера более сдержанная, чем обычно, проработка форм более тщательная и менее размашистая, натюрморт в целом ближе академическим нормам. Большое внимание уделено фактурам: внимательно выписаны деревянная ручка ножа, его поблескивающее металлическое лезвие, шероховатая поверхность клубней картофеля, гладкие бока глиняной кринки.
Выстроенность композиции, тактильность и ощущение материальности предметов отсылают к голландской живописи 17-го века.
Одновременно картофель как ключевой объект натюрморта или сюжет жанровой сцены – это очень важная тема для Ван Гога, нидерландского художника-постимпрессиониста, мастера уже 19-го столетия.
Картофель поставлен в центр его знаменитой картины «Едоки картофеля», как в смысловом, так и в буквальном значении. Полотно изображает скудный крестьянский ужин при керосиновой лампе вечером после тяжелого дня.
«Едоков картофеля» Ван Гог считал одной из своих лучших картин. Как он писал брату Тео, в ней он стремился подчеркнуть, «что эти люди, поедающие свой картофель при свете лампы, теми же руками, которые они протягивают к блюду, копали землю; таким образом, полотно говорит о тяжелом труде и о том, что персонажи честно заработали свою еду». Неудивительно, что картофель стал частой темой и отдельных натюрмортов Ван Гога. Таким образом, А. Попов перефразирует в своей картине сразу две нидерландские традиции, 19-го столетия и более раннего «Золотого века» живописи, попутно заимствуя и перерабатывая порожденные ими смыслы.
Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед
Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.
Статьи об искусстве
Пейзаж как неисчерпаемый источник вдохновения
Пейзажи А. Попова, как и его натюрморты, отличаются большим внутренним разнообразием. Запечатлевая суровые виды русской [...]
Янв
Искусство понимать
Скрябин и Кандинский: музыка как живопись и живопись как музыка
В России начала 20-го века звук и цвет сильно сблизились в сознании разного рода мыслителей. [...]
Фев
Статьи об искусстве
Автопортрет художника. Гармония оттенков и форм
В своем автопортрете 1999-го года А. Попов прибегает к классическим портретным приемам, широко распространенным в [...]
Июл
Статьи об искусстве
Эпоха постмодернизма. Художник своего времени
Постмодернизм – это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к [...]
Сен
Статьи об искусстве
Психоанализ Юнга, Баския и Аниш Капур в клипах BTS
В прошлой статье мы рассуждали о том, каким образом создатели клипов корейских поп-исполнителей интегрируют в [...]
Май
Выставки художника
Выставка «Три фигуры в Нескучном саду» зимний перформанс. Москва 1996 год
И вновь уличная выставка, и вновь выбрано нестандартное, нескучное решение экспозиционного театрализованного пространства. На этот [...]
Май