Истории из жизни. И. Репин Восторженный и Разгневанный

Репин Восторженный и Разгневанный

Репин Восторженный

И.Е. Репин был натурой восторженной. Как вспоминал К.И. Чуковский, художник «любил кланяться, благодарить, восхищаться». Почти в каждой строке своих писем он ставил по три-четыре восклицательных знака. Его любимое выражение – «обожал до восторга». Репин расточал дифирамбы В.И. Сурикову, А.И. Куинджи, Ф.А. Васильеву. Не составляло труда привести художника в восторг. Когда Чуковский в качестве редактора мемуаров Репина расположил написанные живописцем части текста в определенном порядке, т.е. сделал самую незамысловатую работу, художник написал ему следующее письмо: «Восхищаюсь вашей перетасовкой – мне бы никогда не додуматься до такого сопоставления… Я знаю, это плод большого мастера».

Репин Скромный

Одновременно Репин был чрезвычайно скромен и ставил себя ниже других. В письмах к Чуковскому он неизменно называл себя «трудолюбивой посредственностью, много натворившей ошибок». Свои произведения мастер беспощадно ругал. Ученица Репина М.В. Веревкина вспоминала, как однажды отправилась в Русский музей вместе со своим учителем, чтобы взглянуть на его картину «Николай Мирликийский останавливает смертную казнь». Однако Репин не горел желанием созерцать собственное творение, поторапливая художницу: «Пойдемте, пойдемте, ну что тут стоять…». Незадолго до смерти живописец писал Чуковскому, называя того «свидетелем… больших усилий и потуг» Репина над писанием его «неталантливых картин».

Репин Ненавидящий

Живописец умел преувеличенно и восхищаться людьми, и их ненавидеть. Художника А.Н. Бенуа он величал «Бенуашкой», «шарлатаном, не ведающим правды», еще одного представителя «Мира искусства», публициста Д.В. Философова, мастер называл «Филосошкой». Однажды знаменитый издатель И.Д. Сытин приобрел у Репина книгу его мемуаров, но потом ему показалось, что покупка обошлась слишком дешево, и он решил доплатить живописцу еще 500 рублей. Однако, по выражению Чуковского, «скаредная щедрость» издателя оскорбила Репина. Художник начал топтать присланные деньги, выкрикивая по адресу Сытина: «Бездарность! Хам… Бородка!.. Сапоги бутылками». Неважно, восхищался Репин или ненавидел, но делал он это со всей искренностью.

Подпишитесь на канал. Следите за нашими новостями в удобном формате

Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед

Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед

Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.

История картины

Натурщицы. Главные героини картин и музы художников

В искусстве натурщик — это человек, который позирует для портрета или рисунка. Натурщиком может быть [...]

Записки художника

Полёт. Труд живописца можно приравнять к труду греческого шахтёра

Первая встреча с Бахусом у меня состоялась летом 1964 или 1965 года, точно не помню, [...]

Статьи об искусстве

Альтер эго художника или инструмент изысканной формы

У А. Попова есть целая серия картин, ключевым элементом которых выступает труба, музыкальный инструмент хитрой, [...]

Арт-критика

Три выставки в Новой Третьяковке. Что общего между Церковью и академией?

Грандиозный скандал, разгоревшийся вокруг передачи иконы «Троицы» Русской Православной Церкви, вновь поднял вопрос не только [...]

Статьи об искусстве

Дон Кихот. Испанский идальго на русской почве

Герой романа Сервантеса не раз привлекал внимание многих выдающихся художников. Несколько сотен иллюстраций к книге, [...]

Статьи об искусстве

Человеческое, слишком человеческое. Кто они: киборги в современном мире?

Вопрос о том, чем человек является на самом деле, волнует его многие столетия. Самые ранние [...]

Сайт использует cookie. Вы можете отказаться от использования cookie в настройках браузера, однако это может повлиять на работу сайта. Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет. Политика конфиденциальности просматривая этот сайт, вы соглашаетесь с условиями.