Об искусстве. Статья. Одинокий телефон на подоконнике. Открытые смыслы

Одинокий телефон на подоконнике. Открытые смыслы

Часто фоном для натюрмортов А. Попова служит вид из окна. В «Натюрморте с телефоном» это ночной городской пейзаж. На горизонте огнями мерцает башня, напоминающая Эйфелеву и создающая романтический эффект Парижа в Москве.

Сквозь распахнутое окно в комнату проникает прохладный воздух, настроение как будто бы умиротворенное и расслабленное. На подоконнике одиноко стоит телефон родом из советской эпохи. Картина перекликается с натюрмортом 1959 г. кисти Юрия Пименова, тоже запечатлевающим телефон на окне, но со снятой трубкой. Советская атрибутика закономерно ассоциируется с певцом советской романтики. Только у Ю. Пименова за окном идет дождь, стекло покрыто каплями, в то время как у А. Попова ночная мгла скрадывает любые признаки погоды.

Телефон – это эмоционально насыщенный образ. Воздух вокруг может искрить напряжением от ожидания звонка или, напротив, быть наполненным страхом перед необходимостью набирать номер.

Положенная трубка может означать как конец важного разговора, так и предстоящую волнующую беседу, как трепетное ожидание влюбленного, так и трагедию потери. Простой сюжет оказывается многогранен и открыт для трактовок.

При этом композиция вполне определенная и четко выверенная. Работу держат строгие вертикальные, горизонтальные и диагональные ритмы, которые ложатся по оконной раме, подоконнику, телефонной трубке, крышам домов, линии горизонта, устремленной ввысь башне. Почти согласно правилу золотого сечения, полотно четко делится на трети: подоконник с телефоном, ночной вид города, далекое беззвездное небо. Передний план более материальный, тактильный за счет жирной кисти, открытого мазка, дальний план, напротив, истончается, тает, перспективное сокращение соблюдено даже на уровне фактуры.

Колорит кажется сдержанным, почти лишенным цвета как такового, палитра строится лишь на контрасте черного и белого.

Но на самом деле белый подоконник переливается охрой, в него вплетены голубоватые и синеватые рефлексы, перемешанные с розоватыми и рыжеватыми, он кажется почти золотистым под светом, льющимся из комнаты.

Лаконичная палитра оборачивается богатством цвета, незамысловатый сюжет – вопросами без ответов.

Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед

Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед

Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.

Написать комментарий к статье...

Статьи об искусстве

Вечеринки звезд. Бал, вдохновивший Булгакова, и Одри Хепбёрн в птичьей клетке

Вызывающая экстравагантность – то, что всегда отличало вечеринки аристократов, богемы, социальной и политической верхушки общества, [...]

Статьи об искусстве

Биполярные оппозиции с саркастическим оттенком

Образ Бахуса, бога вина и виноделия, был воспет многими великими художниками: Микеланджело, Караваджо, Рубенсом и [...]

Записки художника

Живопись на гвозде. Масляные краски, лист оргалита и детская коляска

Я работал дворником в районе Кропоткинской улицы (сейчас Пречистинка), убирал Сеченовский и Барыковский переулки. Во [...]

Полезная информация

Понравились картины. Как сделать выбор?

Выбор искусства может быть очень личным и субъективным процессом, и при принятии решения необходимо учитывать [...]

Статьи об искусстве

Экспрессионизм. Нервы на пределе

Яркие цвета, острые углы, искаженные формы, уплощенность, гротеск – это те черты, которые отличают живопись [...]

Искусство понимать

Обнаженная Мадонна и искусство сюрреализма. Как поп-дива цитирует художниц?

Иногда коммерческие музыкальные видео поп-звезд превращаются в настоящие произведения искусства. Так, клип Мадонны Bedtime Story [...]

Добавить мнение

Вы можете оставить комментарий к статье, он будет опубликован после проверки модератором. Обязательные поля для заполнения *

Сайт использует cookie. Вы можете отказаться от использования cookie в настройках браузера, однако это может повлиять на работу сайта. Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет. Политика конфиденциальности просматривая этот сайт, вы соглашаетесь с условиями.