Краткая история. Искусство аутсайдеров под обложкой

Искусство аутсайдеров под обложкой

В 1922 г. в Берлине была опубликована необычная книга – «Изобразительная деятельность душевнобольных». Материалом для нее послужили произведения из коллекции Ханса Принцхорна, немецкого психиатра, собирателя и историка искусства. Книга содержала рисунки, акварели, живопись, скульптуру, текстиль, созданные пациентами психиатрических клиник.

Любопытна сама биография Принцхорна. Сначала он изучал историю искусства и философию в Венском университете, затем уехал в Лондон, где брал уроки пения, и, наконец, ближе к тридцати годам обратился к медицине, получил психиатрическое образование и устроился ассистентом в Психиатрическую клинику Гейдельберга. Там он собрал коллекцию из 5000 работ более чем 400 художников-пациентов. По большей части эти произведения были созданы спонтанно людьми, которые не имели художественного образования.

Тем удивительнее, что одни иллюстрации в книге примыкают к символизму или экспрессионизму, напоминают картины, например, Гюстава Моро, другие похожи на кубистический витраж.

После публикации «Изобразительной деятельности душевнобольных» Принцхорн издал еще 13 книг в течение 7 лет, в которых затронул темы по изобразительной деятельности заключенных, эффектам наркотических средств, анализу почерка и политике. Он активно путешествовал, встречался с ведущими интеллектуалами своего времени, но такая безудержная активность нанесла непоправимый урон его здоровью: Принцхорн умер в возрасте 47 лет. Судьба коллекции после его смерти была непростой: в 1938 г. она была послана на выставку «Дегенеративное искусство», организованную нацистами. Работы аутсайдеров использовались, чтобы доказать патологическую природу модернистского искусства. Но в 1963 г. коллекция была открыта заново. Она и поныне хранится в Гейдельберге, включает уже около 20 тыс. работ, в том числе современных художников, и является одним из крупнейших собраний т.н. аутсайдерского искусства, или ар брюта.

Подпишитесь на канал. Следите за нашими новостями в удобном формате

Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед

Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед

Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.

Статьи об искусстве

Проза жизни: грязный реализм в живописи и литературе

Творчество американского писателя XX века Чарльза Буковски, представителя так называемого «грязного реализма», не оставляет никого [...]

Статьи об искусстве

Дон Кихот. Испанский идальго на русской почве

Герой романа Сервантеса не раз привлекал внимание многих выдающихся художников. Несколько сотен иллюстраций к книге, [...]

Статьи об искусстве

Карикатурное воплощение патологий общества

На полотне А. Попова «Отель» представлены не конкретные люди, а, скорее, карикатурные типажи. Гипертрофированно пышнотелая [...]

Истории из жизни

Репин Восторженный и Разгневанный

Репин Восторженный И.Е. Репин был натурой восторженной. Как вспоминал К.И. Чуковский, художник «любил кланяться, благодарить, [...]

Истории из жизни

Филиппо Липпи. Неукротимый художник-монах

Фра Филиппо Липпи, один из виднейших флорентийских живописцев эпохи Раннего Ренессанса и учитель Боттичелли, в [...]

Выставки художника

Выставка «Гастроном» коммуникация с голодным зрителем. Москва 1990 год

В октябре 1990 года состоялась третья акция Александра Попова — выставка «Гастроном». Внедрение живописи в [...]

Сайт использует cookie. Вы можете отказаться от использования cookie в настройках браузера, однако это может повлиять на работу сайта. Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет. Политика конфиденциальности просматривая этот сайт, вы соглашаетесь с условиями.