Я начал рисовать лубки в 1973 году. Резал оргалит, грунтовал его темперными белилами прямо рукой и разрисовывал темперными красками. Тогда в Москве продавалась прекрасная краска, казеиново-масляная темпера. Во-первых, стоила она дешево: в 1970 г. на рубль я покупал десять тюбиков; во-вторых, ей можно было писать пастозно, как маслом. Слой краски быстро высыхал, и – делай лессировки: поверхность при высыхании становилась фресково-матовой. Я рисовал картинки-лубки с забавными текстами, дарил их друзьям. Денег как всегда не хватало. Пришла мысль, а не попробовать ли мне продавать свои лубки? Три рубля за лубок – оптимальная цена. Нарисовав десять штук, я мог иметь тридцать рублей дополнительного заработка в месяц. Задумано – сделано. Вместе с Сергеем Миллером в один из воскресных дней сентября 1974 года мы поехали на птичий рынок. С собой я взял дюжину лубков.
Под оживленный лай мы развесили мои веселые картинки на деревянном заборе собачьей площадки.
Это зрелище привлекло зевак, но, узнав, что каждая дощечка стоит аж три рубля, граждане уходили. И вот к концу этой импровизированной выставки-продажи подбежал странного вида человек. Чудак купил, не поторговавшись, лубок и сразу убежал. На этом лубке был изображен пятиэтажный дом-барак с окнами нараспашку. В окнах – бытовые сцены с участием жителей дома. Надпись гласила: «В этом доме творится: примус говорит с пьяницей, друг друга любят, вешаются, кушают, рожают, думают, спорят и живут». Стояла подпись: «Трудился Рданаскела Арбатский» – это мой псевдоним.
На эти честно заработанные три рубля мы взяли с Серегой бутылку портвейна. В ближайшем к рынку кафе сели за столик и культурно её выпили.
Позже, в 1980 году, я решил создать серию лубков на тему «Московские происшествия». Для сбора материала (текстов) каждый день в течение двух недель ездил в филиал Ленинской библиотеки в г. Химки, там находился газетный отдел. Выписывал тексты происшествий 20–30-х годов из московских газет «Рабочая Москва», «Красная газета», «Рабочая газета». Работая над газетным материалом, понял, что Даниилу Хармсу он тоже послужил толчком для создания его праздничных абсурдных писаний. Девиз Д. Хармса: «Пиши всегда с интересом и смотри на писание, как на праздник». В своих лубках я также использовал поговорки и приметы из Толкового словаря В. И. Даля. В 1980-х я создал несколько рисовальных книг «Московские происшествия».
Автор: Александр Попов / Живописец
Советский и российский художник, член «Московского Союза художников». Провел однодневную выставку на Гоголевском бульваре, которая положила начало новому типу московских уличных выставок, ставших неотъемлемой частью культуры 70-х годов СССР. Работы находятся в частных российских и европейских коллекциях, музеях современного искусства.
Арт-критика
Выставка-шоу фламандского натюрморта в Эрмитаже. Театральное представление во вкусе эпохи
Название новой масштабной выставки в Эрмитаже – «ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII [...]
Июн
История картины
Девушки пинап. Апофеоз женской сексуальности
Пинап (или пин-ап) — это стиль в изобразительном искусстве, в котором объектом изображения выступает привлекательная, [...]
Мар
Статьи об искусстве
Аллегория упадка. Натюрморт с черепом коня
Натюрморт А. Попова «Колесо. Череп коня. Топор» многослоен с точки зрения считываемых смыслов. Так, художник [...]
Фев
Искусство понимать
Искусство Вьетнама. Подражание колонизаторам или национальная традиция?
Вьетнамское искусство мало известно за пределами Вьетнама. Однако на современном арт-рынке оно ценится год от [...]
Июн
История картины
Шляпа-федора. Непревзойденный стиль и особое культурное значение
Фрэнк Синатра и Джонни Депп, Майкл Джексон и Джастин Тимберлейк, Эдвард Хоппер и Рене Магритт, [...]
Апр
Выставки художника
Выставка «48 живописных работ» в Академии Искусств. Москва 2011 год
На выставке картин Александра Попова 2011 г., оказавшейся заключительной, были представлены произведения, написанные в период [...]
Май