Яркие цвета, острые углы, искаженные формы, уплощенность, гротеск – это те черты, которые отличают живопись экспрессионистов. Экспрессионизм (от латинского expressio, «выражение») как движение в искусстве зародился и расцвел в первой четверти 20-го века в Германии и Австрии. Его представители ставили целью изобразить мир таким, каким его чувствует художник, а не таким, какой он есть на самом деле – отсюда повышенная эмоциональность и предельная субъективность их живописи.
Экспрессионисты заимствовали язык фовистов, чье движение оформилось параллельно с ними, однако содержание и посыл их картин оказались совершенно иными. Произведения фовистов (от французского les fauves, «дикие») тоже поражают открытостью и сочностью цвета, однако художников не волнуют политика или социальные проблемы. Немецкий, или, вернее сказать, североевропейский экспрессионизм сосредоточен, напротив, на проблемах общества. Именно поэтому в искусстве экспрессионистов случился большой перелом после Первой мировой войны – она усугубила их социально-политическую направленность. Реальность войны оказалась страшнее, чем думали художники, которые ждали от нее катарсиса и очищения. Их живопись приобрела мрачность, ее населили уродливые лица, картины обнажили травмы общества и каждого отдельного человека.
Острая социальная проблематика – это то, что роднит произведения экспрессионистов (особенно послевоенные) и некоторые картины А. Попова, самые агрессивные его полотна.
Так, серия с путанами, очень прямолинейная и откровенная, строится на тревожащем внутреннем противоречии, дихотомии: пышная плоть, вульгарная чувственность, соблазнительные позы, Эрос противопоставлены скалящимся черепам, мертвенному оттенку кожи, голым костям, грязному колориту, Танатосу. И сюжет, и форма картин оказываются близки тем, что увлекали экспрессионистов. Противопоставление Эроса («влечения к жизни») и Танатоса («влечения к смерти») – это те темы, которые особенно волновали людей на рубеже 19-20-го веков, когда и зародился экспрессионизм. Их активно исследовал основатель психоанализа Зигмунд Фрейд – интересно, что он жил в Вене, одном из ключевых центров экспрессионизма, где работали такие художники, как Эгон Шиле, Густав Климт и Оскар Кокошка, самые яркие австрийские экспрессионисты.
Конечно, череп – это общее место многих классических картин, символ memento mori, т.е. скоротечности бытия, однако подача сюжета в работах А. Попова с путанами, черепами и скелетами – совершенно экспрессионистская.
В полотнах много открытого, интенсивного цвета: синего, желтого, розового. Синеватая кожа оттеняет желтый парик, красные чулки или подошвы туфель полыхают кровью на синем фоне. Нервная, напряженная палитра в сочетании с преувеличенными, искривленными формами рождает в картинах эмоциональный надрыв и трагизм.
Виды ночных городских улиц у А. Попова тоже часто решены весьма экспрессионистски. Запечатлевая городские пейзажи, художник обращается к ярким, очерченным, геометризованным формам. На его полотнах разыгрывается калейдоскоп огней неуютного, вечно бодрствующего города. Живописец работает жирной кистью, в технике импасто, которую, кстати, особенно любили немецкие экспрессионисты за ее выразительность. Одновременно мастер прибегает и к импрессионистским приемам: ему интересно, как свет ночных огней рассеивается в тумане и отражается в зеркале витрин.
Он колеблется между более импрессионистским и более экспрессионистским видением. Выбор подхода определяет настроение картины: оно может быть более нежным, лиричным или, напротив, депрессивным и навевать чувство одиночества.
Обращение современного художника к инструментарию мастеров-экспрессионистов не кажется случайным. Методы экспрессионизма оказываются весьма подходящими для выражения своего мироощущения, своей политической позиции, отношения к реальности, а творчество А. Попова сильно политизировано и часто вращается вокруг острых тем. Экспрессионисты 20-го века переживали в своих ярких картинах с их искаженными персонажами и надломленными линиями трагедию своего времени. Их художественный опыт берет на вооружение живописец уже 21-го столетия, тоже, к сожалению, богатого на боль.
Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед
Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.
Записки художника
Саша Сазоненко. Пара небольших пожелтевших листов раннего Шагала
У Саши Сазоненко, обладавшего пивным брюшком, была огненно-рыжая борода, зелёные глаза. Он был техником-смотрителем соседнего [...]
Сен
Статьи об искусстве
Воплощение самоиронии. Подтрунивания над академическими нормами
Если автопортрет А. Попова под номером 7 был подтруниванием над академическими нормами, то автопортрет № [...]
Авг
Статьи об искусстве
Проза жизни: грязный реализм в живописи и литературе
Творчество американского писателя XX века Чарльза Буковски, представителя так называемого «грязного реализма», не оставляет никого [...]
Фев
Статьи об искусстве
Пара старых башмаков: привет Ван Гогу
А. Попов в своей серии натюрмортов «Дело в шляпе» обыгрывает простой мотив – темную шляпу [...]
Апр
Истории из жизни
Михаил Врубель. Непонятый эстет
По словам К. Коровина, М. Врубель был особенным человеком. По мнению С. Мамонтова, он был [...]
Авг
Выставки художника
Выставка «Улица» сближение искусства и реальности. Москва 1989 год
Экспозиция «Улица» в Центральном Доме Художника стала следующим этапом поисков Попова в области максимального сближения [...]
Май