Я работал дворником в районе Кропоткинской улицы (сейчас Пречистинка), убирал Сеченовский и Барыковский переулки. Во дворе на Кропоткинской улице в двухэтажном доме, напротив художественной школы, у меня была комната, которую я использовал как мастерскую. Сначала была комната на первом этаже, затем на втором. Моим соседом был Евгений Турунцев, мы были с ним в дружеских отношениях: работали в одном ЖЭКе, он тоже был дворником. В комнате на первом этаже я в это время написал серию работ темперой на оргалите «Смерть кота». Меня тогда занимала мысль, что все люди на земле сумасшедшие, а я, разумеется, в порядке. Поэтому, считал я, если люди с приветом, то и изображать их нужно вверх тормашками. Так и писал, постоянно переворачивая лист оргалита.
Работал над этими картинами в пустой комнате, которая имела небольшой наклон пола, в ней у меня стояла нижняя железная часть от детской коляски с колесами на плавном ходу. Лист оргалита, на котором писал, был прибит внизу стены.
Я садился в коляску в скрюченном положении и, держа в руках кисти, отталкивался ногами от стены, у которой висела моя картина, меня откатывало к противоположной стене.
Здесь была тарелка-палитра с выдавленной на нее темперой, рядом стояла бутылка сухого вина. Отхлебнув вина, я подхватывал кистью краску с палитры и, легко оттолкнувшись рукой от стены, ехал в коляске, ввиду наклона пола, к картине. Пока тележка катила меня, оценивал ситуацию и, прицелившись, делал молниеносный мазок. Опять отталкивался от стены ногами, меня откатывало к палитре и бутылке у противоположной стены. Так я динамично, с применением допинга, играючи, живописал.
Использовал еще такой метод работы: прибив гвоздем лист оргалита по центру к стене, я писал одновременно подкручивая его рукой. Видимо, мысль о сумасшествии человечества подсказывала мне нужный способ выражения.
Как-то я нашел во дворе небольшой такой моторчик высотой, шириной и длиной 12×10×16 см. Скорость вращения вала у него была 10000 оборотов в минуту. Я принес его в мастерскую (это было уже в комнате на втором этаже). В этот день я продал Турунцеву за три рубля свою композицию «Смерть кота», сходил за бутылкой сухого белого и начал исследовать мотор. Я включал и выключал его, втыкая штекер в розетку.
Моторчик басовито жужжал, как жук-дровосек в полете, и под действием вибрации ползал кругами по полу. Я выдавил небольшое количество масляной краски из тубы на вал мотора, подложил под него лист бумаги и воткнул штекер в розетку. Краска слетела и легла на бумагу мелкими причудливой формы кляксами. Тогда я выдавил на вал мотора краску нескольких цветов, включил ток. При разбрызгивании получилось абстрактное вытянутое пятно, чем-то напоминающее, если увеличить в 100 – 200 раз, живопись Джексона Полака, но руками такой «космос» не создать.
Я сбегал в магазин за вином и успел там испачкать кого-то из покупателей в очереди. Вернувшись домой, позвал Турунцева и попросил помочь мне. Он должен был втыкать и вынимать штекер из розетки. А чтобы такое занятие не показалось ему скучным, поставил рядом бутылку с вином. Положив холст 95×87 см на пол, держа мотор в руке, я стал направлять вал с краской под разными углами на холст, иногда поворачивая его в стороны. Краска летела не только на холст: она попадала, разбрызгиваясь по кругу, на потолок, стены, одежду, наши раскрасневшиеся физиономии. Творческий процесс меня захватил. Турунцев только успевал втыкать и вынимать штекер. Дело в том, что нужно было подловить момент, чтобы мотор не набрал слишком большие обороты, вовремя выдернуть штекер. В конце работы мы с Женей Турунцевым предстали друг пред другом с перепачканными краской лицами, как языческие боги на маскараде Жизни. Это было наше сотворение мира с использованием краски и мотора, который вращал свой вал со скоростью 10000 оборотов в минуту. Картину я так и назвал «Сотворение Мира».
Хотел бы сделать выставку этой одной картины… Зал площадью 10000 квадратных метров с пятидесятиметровым потолком-экраном и хорошей акустикой. На полу – коврики-лежаки, чтобы удобней было созерцать. Играет орган, звучат фуги И. С. Баха. В темноте включается проектор, его луч, направленный на потолок, являет зрителю увеличенную в 8500 раз картину «Сотворение Мира»…
Автор: Александр Попов / Живописец
Советский и российский художник, член «Московского Союза художников». Провел однодневную выставку на Гоголевском бульваре, которая положила начало новому типу московских уличных выставок, ставших неотъемлемой частью культуры 70-х годов СССР. Работы находятся в частных российских и европейских коллекциях, музеях современного искусства.
Записки художника
Дерево моего творчества. Плоды живописи: вишня любви и огурцы сомнений
Своё творчество я представляю себе в виде необычного дерева, ветви которого растут, подчиняясь какой-то собственной [...]
Мар
Арт-критика
Осмысление бессмыслицы. Приключения Франца Кафки в Еврейском музее
В попытках понять и принять события, представляющиеся в настоящий момент абсурдными, мы нередко обращаемся к [...]
Ноя
Статьи об искусстве
Мастерская художника. Проникнуть в тайны святая святых живописца
Запретный плод сладок, а потому образ мастерской художника, скрытой от глаз зрителя и таящей в [...]
Май
Статьи об искусстве
Провокация как традиция. Нецензурное в живописи
В картинах А. Попова нередко фигурируют надписи: отдельные слова или короткие фразы и предложения, часто [...]
Окт
Статьи об искусстве
Эпоха постмодернизма. Художник своего времени
Постмодернизм – это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к [...]
Сен
Истории из жизни
Репин Восторженный и Разгневанный
Репин Восторженный И.Е. Репин был натурой восторженной. Как вспоминал К.И. Чуковский, художник «любил кланяться, благодарить, [...]
Июн