Истории из жизни. Филиппо Липпи. Неукротимый художник-монах

Филиппо Липпи. Неукротимый художник-монах

Фра Филиппо Липпи, один из виднейших флорентийских живописцев эпохи Раннего Ренессанса и учитель Боттичелли, в 15 лет принял монашеские обеты в кармелитском монастыре, однако жизнь вел бунтарскую и полную приключений.

Его имя оказалось овеяно легендами, не все из которых соответствуют истине. Так, Джорджо Вазари в своих знаменитых жизнеописаниях рассказывает историю о том, как однажды Филиппо Липпи был захвачен берберийскими пиратами, увезен в Африку и обращен в рабство. Спустя долгие месяцы неволи художник решил нарисовать портрет своего хозяина угольком на стене во весь рост в мавританском одеянии. Хозяин оказался так впечатлен искусством мастера, неизвестным в тех краях, что даровал ему свободу. Однако эта легенда не подтверждается никакими документами.

Вазари приводит еще один забавный эпизод. Как-то раз Козимо Медичи запер художника в своем доме, чтобы мастера ничто не отвлекало от работы, однако тот нарезал ножницами полос из простынь, спустился через окно и отправился навстречу любовным приключениям: он был человеком страстным и влюбчивым. Козимо простил художнику непослушание за его талант и, чтобы удержать живописца, предпочел впредь пользоваться не кнутом, а пряником, осыпая мастера милостями.

В любви для Фра Филиппо Липпи, как и в жизни в целом, не было преград. Поселившись в Прато, крупном городе Тосканы, он стал работать по заказу местного монастыря. Ему позировала одна из юных монахинь, Лукреция Бути, в которую художник страстно влюбился, да так, что похитил девушку из монастыря, воспользовавшись суматохой во время религиозной процессии, и женился на ней. У пары родился сын, Филиппино Липпи, тоже ставший выдающимся художником и учившийся впоследствии в мастерской Боттичелли, ученика своего отца. Церковь обошлась с Филиппо Липпи милостиво. Спустя время он был освобожден от монашеских обетов, и ему было даровано разрешение продолжать жить с Лукрецией, в браке с которой родился еще один ребенок – дочь Александра.

Подпишитесь на канал. Следите за нашими новостями в удобном формате

Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед

Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед

Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.

Записки художника

Итак, выпьем. В отделении неврологии городской больницы № 67

Весной чувства обостряются до предела. Вокруг всё цветет, а на душе – букет неосознанных желаний: [...]

Статьи об искусстве

Река Пра. На берегу. Акварель как черно-белый снимок

На листе вертикального прямоугольного формата представлен чарующий мотив. Зеркальная гладь реки растворяется на горизонте, ее [...]

Статьи об искусстве

Альтер эго художника или инструмент изысканной формы

У А. Попова есть целая серия картин, ключевым элементом которых выступает труба, музыкальный инструмент хитрой, [...]

Искусство понимать

Искусствоведческие термины, которые помогут лучше разбираться в живописи

В музее или в каталоге картины часто сопровождаются пояснительным текстом, который, тем не менее, не [...]

Статьи об искусстве

Зимние пейзажи. Многообразие решений одного мотива

В рамках серии, посвященной видам Нескучного сада, один и тот же зимний пейзажный мотив, одну [...]

История картины

Слияние сюжетов. Полифем, Пигмалион и Галатея

Древнегреческая мифология – это неисчерпаемый источник сюжетов для художников. Иногда эти сюжеты срастаются воедино и [...]

Сайт использует cookie. Вы можете отказаться от использования cookie в настройках браузера, однако это может повлиять на работу сайта. Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет. Политика конфиденциальности просматривая этот сайт, вы соглашаетесь с условиями.