В конце XIX — начале ХХ вв., когда все более популярным становилось абстрактное искусство, возникла выставочная концепция «белого куба», которая требовала располагать произведение искусства в минималистической обстановке светлых стен, дабы окружающая архитектура не могла помешать их восприятию. В название данного очерка вынесено понятие из музейной теории, хотя в нем представлено рассуждение о генеральных тенденциях современного дизайна интерьера, и, в частности, о том, почему в современном интерьере практически отсутствует фигуративная живопись.
«Мы построим солнечные города» — гласят советские плакаты. В действительности в 1960-80 гг. республики СССР испытали настоящий бум строительства, однако, даже «оттепели» не сравниться с тем масштабом и скоростью возникновения жилых площадей, которые известны в настоящее время. Нередко люди покупают квартиры «под ключ», иногда они предпочитают выбирать стиль оформления и делать ремонт самостоятельно. Однако все чаще люди предпочитают доверить оформление новой квартиры людям, получившим соответствующую профессию, а вместе с ней воспринявшим традиции устроения жилого быта: цветовые сочетания, доступные для скачивания паттерны в 3Dmax и т.д.
Ковры, люстры, картины представляют собой обоюдоострый меч для дизайнера, ведь они способны как облагородить интерьер комнаты, так и чрезмерно нагрузить его. В этой связи отсутствие современной фигуративной живописи в интерьерах можно объяснить следующим образом:
Во-первых, далеко не все дизайнеры и заказчики просматривают сайты аукционов и галерей, посещают Blazar и Cosmoscow для знакомства с новыми тенденциями в отечественном мире искусства (это свойственно скорее коллекционерам) — а, соответственно, не имеют аналогов для заполнения пространства.
Во-вторых, даже если дизайнер обнаружит вещь, которая, по его мнению, неплохо впишется в интерьер, воспроизведя ее изображение в готовом дизайн-проекте без предварительного соглашения с художником или галереей, он может затронуть интересы последнего в отношении использования предметов интеллектуальной собственности.
В-третьих, покупка картины автоматически увеличивает совокупную стоимость проекта, что может оттолкнуть потенциального заказчика.
Поэтому в современных проектах дизайнеры нередко воспроизводят картинки, не предполагая использовать оригиналы в финальном варианте, но ищут аналоги.
Выходит, что картина — это дорого и юридически не совсем «удобно». Кроме того, выстраивать интерьер вокруг картины отнюдь не прагматично, ведь смотреть из года в год на одну и ту же картину ее хозяину может разонравиться; и никакое суждение о качестве вкуса модного дизайнера не переубедит его в своей эстетической оценке.
Категории «нравится» и «не нравится» также требуют внимания. Рассуждая о том, почему те или иные феномены существуют именно так, как они существуют, нужно всегда иметь в виду контекст времени и места. В России этот контекст формируется не только «модными веяниями с Запада», но и позднесоветским бытом. Надо полагать, что выросший в окружении ГДРовских гарнитуров с зеркалами, коллекциями хрустальных бокалов, люстрой и коврами на стенах, обладатель квартиры в новостройке (число которых сейчас превалирует на рынке недвижимости) предпочтет не повторять ошибок прошлого и выбрать в качестве основы «теплый минимализм». Это применимо и в отношении дизайнеров, от которых нередко можно услышать: «А зачем в интерьере вообще нужны картины?»
Итак, почему же все-таки пространство «белого куба» вынесено в название? Дело в том, что уже в 1970-х гг. искусствоведы стали критиковать эту концепцию за ее оторванность от реальности. Картины, прежде всего создававшиеся для людей, должны находиться в пространстве приспособленном под людей — будь то комнаты усадьбы или жилой квартиры в «панельке».
Допустим, искусство для человека, но границы этого понятия стали такими зыбкими, что без специального образования стало тяжело разобраться в нем: черные квадраты, словарные определения во всю стену, реди-мейды… Действительно, проще довериться профессионалам, осведомленным в генеральных трендах дизайна, чем подвергаться насмешкам в отношении цветочного букета.
— Какая, например, польза от этой картины на стене?
— От этой картины на стене очень большая польза — она дырку на обоях загораживает!
«Трое из Простоквашино». Кинокомпания: Союзмультфильм
Автор: Ангелина Лебедева / Искусствовед
Магистрант программы «История художественной культуры и рынок искусств» НИУ ВШЭ. Исследователь советского изобразительного искусства, музейной теории, истории коллекционирования. Участница международных и всероссийских конференций в области искусствознания.
Каждый выбирает для себя и по себе, поэтому никогда не поздно почувствовать свое внутреннее «эго» и попытаться проявить себя, удержать, сохранить красоту вечности в своем «белом кубе», если он есть.
А для тех, у кого есть дыры на стене «белого куба», стоит обратиться к восточной практике кинцукурой — золотой ремонт, кинцуги — золотые швы — нежное принятие случайностей и несовершенства. Японская философия считает, что поломки и трещины являются неотъемлемой частью объекта, следами истории объекта, и потому не заслуживают забвения и маскировки.
И в том и другом случае никогда не поздно сделать первый шаг для изменений своей жизни.
Спасибо, что поделились своим мнением!
Картина на стене — рискованное мероприятие, потому что внезапно обнаруживает вкус еë повесившего))).