Пара высоких черных хромовых сапог – частый гость на полотнах А. Попова. Каждый раз они представлены в различном антураже. Однако в работе 2014 г. предметный мир этими сапогами и ограничен. Несмотря на обозначенную линию горизонта из натюрморта почти полностью убрана глубина, но сохранен объем, фактура: сапоги поблескивают начищенными боками, свет играет на их выпуклых ломаных складках.
На изображение поношенной пары обуви словно накинута тонкая кубистическая сетка, благодаря которой они обретают граненость очертаний, однако в целом сохраняют свою форму, представлены с одного ракурса, поэтому натюрморт сложно назвать полноценной трактовкой мотива сквозь призму кубизма, скорее, сюжету придан легкий кубистический оттенок.
Голенища наклонены в одну сторону, поэтому складывается впечатление, что сапоги находятся в движении, шагают сами по себе, обуты на человеке-невидимке.
Подчеркивание динамики свойственно, в свою очередь, футуризму, направлению, современному кубизму, ориентированному на будущее, движение, скорость и тоже использовавшему кубистические приемы.
В левом верхнем углу крупно начертан год написания картины – цифры становятся своеобразной частью композиции, если их мысленно убрать, натюрморт потеряет уравновешенность и целостность.
За год до написания этого полотна А. Попов уже запечатлел ту же пару сапог без какого-либо дополнительного предметного сопровождения.
Однако сапоги в работе 2013-го года – к цифрам в углу было добавлено изображение чертенка, намекающее на коннотации, которыми наделено число 13 – производили совершенно иное впечатление: они были написаны в трехчетвертном ракурсе, глубина пространства подчеркивалась перспективным сокращением дощечек пола, сильнее акцентировался объем и выпуклость каждой складки обуви.
Сапоги были представлены как бы в совершенно ином образе, амплуа – гордом, исполненном достоинства.
Интересно, что, обращаясь к мотиву сапог, художник пишет натюрморт, как если бы он писал портрет, стремясь передать характер неодушевленных предметов, которые, казалось бы, не должны им обладать.
Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед
Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.
История картины
Трагическая история неразделенной любви
Излюбленным источником сюжетов для художников-прерафаэлитов была баллада английского поэта Альфреда Теннисона «Леди из Шалот». Пожалуй, [...]
Дек
Истории из жизни
Самая известная художница Кореи
Син Саимдан (1504-1551) – это, пожалуй, самая известная корейская художница. Она стала первой женщиной, чей [...]
Авг
Статьи об искусстве
Экспрессионизм. Нервы на пределе
Яркие цвета, острые углы, искаженные формы, уплощенность, гротеск – это те черты, которые отличают живопись [...]
Окт
История картины
Череп в искусстве. Музыкант, который всегда рядом
В искусстве человеческий череп используется авторами по-разному, все зависит от индивидуального стиля и творческого видения. [...]
Мар
Записки художника
Место встреч. Портреты Дон Кихота, мушкетеров и иллюстрации к Диккенсу
Рядом с моим домом, через два соседних, в Коробейниковом переулке находилась пивная, лучше сказать советский [...]
Окт
Записки художника
Актуальное искусство. Выставка в московском продуктовом магазине
Использованные консервные банки идеально пригодны для живописи. Во-первых, вскрытые консервные банки имеют разнообразные интересные формы [...]
Дек