Об искусстве. Статья. «Река Пра. На берегу». Акварель как черно-белый снимок

Река Пра. На берегу. Акварель как черно-белый снимок

На листе вертикального прямоугольного формата представлен чарующий мотив. Зеркальная гладь реки растворяется на горизонте, ее окаймляет густой хвойный лес, высоко над водой повисла полная луна, рассыпавшая осколки света в отражении. Бликам намеренно приданы четкие геометрические очертания, контрастирующие с мягкими формами теней и леса. Художник выстраивает театральную композицию: елка с крупными черными лапами слева смотрится как кулиса.

Сложные световые эффекты мастер стремится передать в технике монохромной акварели. Коричневато-сероватый общий тон напоминает пикториальную фотографию, распространенную с конца 19-го века и вплоть до Второй мировой войны.

Фотографы-пикториалисты ставили задачу передать не объективную реальность, а субъективные эмоции, ориентировались на живопись и графику символизма, импрессионизма, прерафаэлитов, ар-нуво и японизма, стараясь тем самым приподнять статус фотографии, укрепить ее положение как полноценного вида искусства. Они выбирали живописные сюжеты, делали акцент на тон, а не на линию или детали, предпочитали мягкий фокус, чтобы запечатлеть атмосферные эффекты и скорее обозначить формы, нежели строго их определить.

Живописность – ключевая особенность «Реки Пра» и творчества А. Попова в целом.

Пейзаж не становится раскрашенным рисунком, художник пишет свободной, размашистой кистью прямо по бумаге, работая в акварели, как он работает в масле.

Выбранный им мотив лунной ночи и бликов на воде привлекал внимание живописцев на протяжении столетий. Неслучайно этот сюжет полюбили и пикториалисты, например, Эдвард Стайхен, один из самых влиятельных американских фотографов своего времени. Образ лунной ночи у воды – возможность для художника продемонстрировать свое мастерство в передаче световых эффектов, виртуозность в работе с оттенками и лессировками. Однако в «Реке Пра» мастер видоизменяет и усложняет себе задачу, прибегая, напротив, к лаконичной, монохромной, почти черно-белой палитре, исключая цвет, широко, без нюансов оперируя кистью, сосредотачиваясь только на соотношении света и тени, что теснее всего и роднит его произведение с фотографией, называвшейся раньше светописью.

Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед

Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед

Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.

Написать комментарий к статье...

Статьи об искусстве

Непривлекательный предмет с художественной точки зрения

Банка шпрот – казалось бы, такой непривлекательный предмет с художественной точки зрения. Но в одноименном [...]

Записки художника

Встреча с театром. Премьера спектакля «Гамлет» с Владимиром Высоцким

С театром я встречался в своей творческой биографии несколько раз, но теплых взаимных чувств не [...]

Статьи об искусстве

Камерная техника пастели. Неожиданный главный герой

Камерная техника пастели, небольшие размеры листа со сценой Распятия контрастируют с монументальной темой, которая часто [...]

Истории из жизни

Пегги Гуггенхайм покровительница искусства. Бурная жизнь светской львицы

Пегги Гуггенхайм, галеристка и страстная покровительница искусства, была знакома со многими выдающимися художниками своего времени. [...]

Статьи об искусстве

Восточный базар: тысяча и один оттенок

Ориенталистская тематика, обыгрывающая мотив загадочного Востока, нашла яркое отражение в творчестве художников, особенно 19-го века, [...]

Статьи об искусстве

Человеческое, слишком человеческое. Кто они: киборги в современном мире?

Вопрос о том, чем человек является на самом деле, волнует его многие столетия. Самые ранние [...]

Добавить мнение

Вы можете оставить комментарий к статье, он будет опубликован после проверки модератором. Обязательные поля для заполнения *

Сайт использует cookie. Вы можете отказаться от использования cookie в настройках браузера, однако это может повлиять на работу сайта. Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет. Политика конфиденциальности просматривая этот сайт, вы соглашаетесь с условиями.