Об искусстве. Статья. Искаженное восприятие. Правильно ли теоретики культуры смотрят на искусство?

Правильно ли теоретики культуры смотрят на искусство?

До 1980-х гг. искусство народов Африки, Австралии, Океании, Мезоамерики называли примитивным, и в этом определении не видели ничего уничижительного. Примитивизм, т.е. направление в искусстве, вдохновленное формами неевропейских культур – африканской пластикой увлекался, например, Пикассо, – рассматривался как позитивный феномен, который смог вдохнуть новую жизнь в декадентское искусство начала 20-го века. Однако в 1978 г. вышла впоследствии ставшая знаменитой книга теоретика культуры Эдварда Саида «Ориентализм», которая перевернула понимание взаимоотношений западного мира и мира незападного. В своей работе Саид утверждал, что Восток – это искусственный конструкт, созданный Западом с целью контроля и доминирования. Запад лишил Восток голоса, возможности самому себя репрезентировать – тем самым Запад получил возможность оправдывать свое насилие.

Книга Саида, которую сегодня принято критиковать, в первую очередь за чрезмерный догматизм и однобокость, тем не менее запустила целую волну т.н. постколониальных исследований, которые постепенно проникли и в область истории искусства.

В 1982 г. в музее университета Рочестер прошла выставка, посвященная ориенталистской живописи, которую жестко раскритиковала Линда Нохлин, основоположница феминистских исследований в искусствоведении – она критиковала выставку в первую очередь за игнорирование тезисов и новой теоретической рамки, предложенной Саидом. Куратор выставки оставил за скобками политический, социальный, гендерный вопросы, проблему властных отношений, призывая к безмятежному созерцанию красоты и восточной неги. В 1983-84 гг. в Музее современного искусства в Нью-Йорке состоялась еще более скандальная выставка, названная «”Примитивизм” в 20-м веке». Ее кураторы вынули африканское искусство, экспонируемое на выставке, из своего социокультурного и религиозного контекста. Они лишили работы их главной функции, ради которой они создавались, а именно ритуальной – авторы концепции предложили рассматривать эти вещи исключительно с эстетической точки зрения, которую создатели произведений зачастую вовсе не принимали во внимание. Критики выставки небезосновательно указывали на то, что проект представил ситуацию так, словно главная ценность неевропейского искусства состоит в том, что оно служило источником вдохновения для великих художников-модернистов Запада.

«Ориентализм» Саида заставил задуматься о том, что носители западного мышления могут допускать серьезные ошибки в трактовке произведений незападного искусства, они часто выступают с позиции незамутненного европоцентризма, фактически меряют все своим аршином. В голливудском фильме «Черная пантера» 2018 г., повествующем о невероятно технологически развитой африканской стране Ваканде, есть сцена, когда герой африканского происхождения расспрашивает сотрудницу музея об экспонатах – произведениях африканского искусства – представленных в витрине, и в ходе беседы оказывается, что он гораздо лучше, чем она, разбирается в вопросах атрибутики, происхождения и в какой-то мере провенанса этих вещей (т.е. их жизни уже после создания).

Иллюстрация кадр из видео Black Panther: Killmonger's Brazen Heist
Иллюстрация кадр из видео Black Panther: Killmonger’s Brazen Heist

Следом герой произносит важную реплику – он с вызовом спрашивает свою собеседницу, откуда музей, в котором она работает, располагает всеми эти произведениями, как они туда в принципе попали. Вопрос риторический. Здесь поднимается чрезвычайно важная сегодня тема для мира искусства и искусствоведения – проблема деколонизации музеев и самой искусствоведческой дисциплины. Коллекции Британского музея, Лувра, Берлинских музеев во многом составлены нелегальным путем: экспонаты были незаконно вывезены из стран своего происхождения.

Современный зритель часто воспринимает эти вещи как объекты созерцания, удивленного рассматривания и услаждения взгляда, в то время как когда-то эти объекты были предметами ритуала, насыщенные религиозным значением.

Так стоит ли эти вещи передать народам, представителями которых они были созданы, чтобы те использовали их по назначению, или нужно продолжить их удерживать в музеях, куда они попали фактически незаконно? Но не только музеи пишут историю искусства, но и академия. В университетах основная часть курсов на факультетах искусствоведения до сих пор посвящена именно искусству Запада. Существуют кафедры по отдельным регионам Европы и периодам западного искусства, в то время как история искусства разных культур Востока преподается очень часто одним и тем же преподавателем.

Насколько вообще корректно пытаться препарировать историю незападного искусства, используя выработанные на протяжении столетий западные инструменты анализа?

Постколониальные исследования наряду с марксистскими течениями в истории искусства, гендерными исследованиями, деколониальными, движением за гражданские права чернокожих в Америке, расовым поворотом привели к т.н. глобальному повороту в истории искусства. Глобальная история искусства пока что только пишется. Резонно критикуются попытки составить не историю, а истории искусства – до тех пор, пока искусствоведы будут использовать лишь западные искусствоведческие методы, все эти попытки несостоятельны. Некоторые эксперты говорят о том, что необходимо сначала сформулировать определения искусства и всего визуального в принципе, которые существуют в письменных и даже устных традициях самых разных культур мира, изучить, как исследуется искусство в незападных сообществах (существует, например, колоссальный блок китайских трактатов об искусстве), и лишь потом можно будет приступать к написанию т.н. глобальной истории искусства – и то, большой вопрос, насколько представители западной ойкумены имеют право вновь репрезентировать незападное искусство. Кажется, лишь после фундаментальной предварительной работы и совместными усилиями, с помощью привлечения специалистов изнутри неевропейских культур (и не только специалистов) удастся приблизиться к более точному пониманию искусства не-Запада.

Главная иллюстрация кадр из видео Sur la route des chefferies du Cameroun. Du visible à l’invisible. Канал Musée du quai Branly — Jacques Chirac

Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед

Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед

Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.

Написать комментарий к статье...

Истории из жизни

Тернии и звезды в жизни Константина Коровина

Существует расхожий миф о том, что балерины подсыпают битое стекло в пуанты соперниц. Но Константину [...]

Статьи об искусстве

Два пути. Встреча или расставание

Картина А. Попова «Два пути» по композиции и сюжету близко напоминает офорт И. И. Шишкина, который [...]

2 Комментария

Статьи об искусстве

Эпоха постмодернизма. Художник своего времени

Постмодернизм – это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к [...]

Записки художника

Невидимые волны. Пустынное шоссе и электричка от Загорска к Москве

В 1987 году у меня состоялась совместная с Андреем Медведевым выставка «Живопись 87». Она прошла [...]

Статьи об искусстве

Античные мотивы в творчестве А. Попова

Античность на протяжении столетий не перестает волновать воображение художников. А. Попов, в творчестве которого нередки [...]

Статьи об искусстве

Абстракция пастелью. Квинтэссенция модернистских устремлений

Простая на первый взгляд композиция в работе А. Попова – крест, образованный пересечением горизонтальной и [...]

Мнение “Правильно ли теоретики культуры смотрят на искусство?

  1. Sergey Levaev

    С одной стороны — да, конечно, чем тоньше, глубже, истиннее продвигаться в понимании разных культур, тем проникновеннее будет наше ви́дение. А сами институты, хоть и традиционно зародились и идут от античности, остаются достоянием всех, Эллада была и в Азии тогда, Запад и Восток были едины, только благодаря духу свободной тяги к познанию, исторически в Европе раньше развились науки, музеи — пробились через стены мракобесия. А заакадемиченность, догматизм и в науке случаются, к сожалению. Пусть сохраняется непредвзятый, приветствуется свежий, разный взгляд на искусство, и трезвый — не предаваться же фанатично магиям).

Добавить мнение

Вы можете оставить комментарий к статье, он будет опубликован после проверки модератором. Обязательные поля для заполнения *

Сайт использует cookie. Вы можете отказаться от использования cookie в настройках браузера, однако это может повлиять на работу сайта. Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет. Политика конфиденциальности просматривая этот сайт, вы соглашаетесь с условиями.