Об искусстве. Статья. Голубовато-лиловые грозди сирени. Игра контрастов

Голубовато-лиловые грозди сирени. Игра контрастов

Сирень – излюбленный мотив в русском искусстве: художников издавна привлекала его живописность. Пышный букет у А. Попова напоминает цветочные натюрморты Константина Коровина, охапки сирени на полотнах Петра Кончаловского и гигантские кусты, усыпанные сиреневыми гроздями, кисти Михаила Врубеля.

С точки зрения композиции А. Попов решает знакомый мотив вполне традиционно: крупный сиреневый букет расположен точно по центру холста, подчинен оси симметрии.

Любопытно, что он стоит не в стеклянной или фарфоровой вазе, а в начищенном металлическом ведре, поблескивающем на свету. Цветы отражаются в гладкой поверхности черного стола.

В этом произведении А. Попов работает в импрессионистичной манере, к которой часто прибегает и в ряде других своих полотен. Свободная кисть стремится передать в первую очередь мимолетные визуальные впечатления от великолепного красочного букета в лучах скользящего света.

Охапка цветов помещена на фоне контрастирующих черного стола, белой стены и дверного проема, за которым зрителю открывается лишь темнота. Фон выстроен из соприкасающихся границ – границ стола и стен.

Сопоставление черной и белой плоскостей одновременно обеспечивает достаточно нейтральный фон для букета, основного цветового пятна, и в то же время заостряет драматизм произведения.

Внешне устойчивая композиция наполняется внутренней динамикой.

Насыщенные голубовато-лиловые грозди сирени эффектно выделяются на фоне нежной зеленой листвы. Противопоставление пышных соцветий и тонких, трепетных листков выдержано и на уровне фактуры: грозди выписаны многослойно, жирно, открытой кистью, они тактильны, материальны, рельефны, в то время как листва буквально растворяется в невесомых, призрачных мазках. Главной темой этого натюрморта становится контраст, противопоставление, оппозиция: плотной текстуры и бестелесности, черного и белого, гладкого и матового, стен и пустоты, природного и рукотворного, живого и неживого.

Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед

Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед

Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.

Написать комментарий к статье...

История картины

Шляпа-федора. Непревзойденный стиль и особое культурное значение

Фрэнк Синатра и Джонни Депп, Майкл Джексон и Джастин Тимберлейк, Эдвард Хоппер и Рене Магритт, [...]

2 Комментария

Статьи об искусстве

Аллегория упадка. Натюрморт с черепом коня

Натюрморт А. Попова «Колесо. Череп коня. Топор» многослоен с точки зрения считываемых смыслов. Так, художник [...]

Статьи об искусстве

Человеческое, слишком человеческое. Кто они: киборги в современном мире?

Вопрос о том, чем человек является на самом деле, волнует его многие столетия. Самые ранние [...]

Статьи об искусстве

Как (не) стать мастером за 10 тысяч часов?

Правило 10 тысяч часов, кажется, популярно до сих пор. Считается, что для достижения мастерства в [...]

Статьи об искусстве

Коробейников переулок. Радужная фантазия

Лилово-изумрудная дорога. Деревья, переливающиеся всеми цветами радуги на фоне персиково-голубого неба. Пестрые дома. Художник колористически [...]

История картины

Искусство аутсайдеров под обложкой

В 1922 г. в Берлине была опубликована необычная книга – «Изобразительная деятельность душевнобольных». Материалом для [...]

Добавить мнение

Вы можете оставить комментарий к статье, он будет опубликован после проверки модератором. Обязательные поля для заполнения *

Сайт использует cookie. Вы можете отказаться от использования cookie в настройках браузера, однако это может повлиять на работу сайта. Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет. Политика конфиденциальности просматривая этот сайт, вы соглашаетесь с условиями.