Грандиозный скандал, разгоревшийся вокруг передачи иконы «Троицы» Русской Православной Церкви, вновь поднял вопрос не только о статусе церковного искусства в российских музеях, но и о том, как следует его экспонировать. В настоящее время в Новой Третьяковке проходят три любопытные выставки, на примере которых можно увидеть несколько возможных вариантов ответа на данный вопрос.
Начать обзор следует с выставки, посвященной 100-летию Пермской художественной галереи «От иконы к авангарду», доступной для посещения до 25 февраля 2024 г. В значительной степени коллекция музея формировалась благодаря экспедициям по близлежащим церквям, проводимым по инициативе первого директора галереи Н.Н. Серебренникова, в результате которых в нее вошли предметы лицевого шитья, деревянная полихромная скульптура и иконы, работы пермских художников (в т.ч. крепостных купцов Строгановых). Впоследствии она была дополнена настоящими жемчужинами русского авангарда, в числе которых меланхоличных оттенков «Летний вечер» Б. Анисфельда и совершенно «импрессионистический» пейзаж молодого В. Кандинского.
Пермское церковное искусство размещается этажом выше и открывает выставку: зритель следует вдоль группы икон и предметов лицевого шитья, выполненных в период с XVII по XIX вв. Особенно любопытным представляется врезная икона Великомученицы Варвары: основа с изображением святой выполнена, предположительно, в XVI веке, в то время как месяцеслов на полях, состоящий исключительно из женских святых, более поздний. Вереница «пермских богов» — ангелов страстного цикла, выстроена вдоль по стенам небольшого коридора, в конце которого висит Распятие, по центру на постаментах установлены скульптуры «Христа в темнице» ровно таким же образом, как они размещаются в Пермском музее.
Итак, данный вариант экспонирования церковного искусства отражает хронологический принцип, характерный для отечественных музеев вообще. Однако, если в Спасо-Преображенском соборе эффект присутствия исторического контекста сохраняется за счет размещения предметов церковной старины в стенах храма, то в ГТГ он пропадает. Яркие цвета одежд ангелов на фоне белых стен колористически соотносятся разве что с колоритом авангардных художников. Общее оформление выставки напоминает собрание Джона и Доменик де Мениль в здании Р. Пьяно, где все предметы — от древнегреческой стелы и византийской иконы до полотен М. Ротко — размещены в пространстве белого куба. Принцип комплектования франко-американского собрания состоит в выявлении «духовности» как таковой, в то время как российский музей никогда не позволит себе столь вольного подхода к организации экспозиции. Если такое впечатление и возможно, то возникает оно случайно.
Другая выставка в рамках настоящего обзора, открытая для посещения до 10 марта 2024 г., посвящена творчеству одного из наиболее знаменитых русских живописцев Николая Рериха. Она монографическая, и произведения, выполненные для церкви (их здесь не так много), выстраиваются в общий ряд работ одного автора. Так, Пермский иконостас, выполненный в 1907 г. для Казанской церкви-усыпальницы семьи пермских купцов Каменских, установлен на сером фоне близ работ на тему русской духовности — «Святой Сергий» (1932) и «Пантелеймон Целитель» (1916). Близость художника к Православной Церкви — явление, по меньшей мере, неоднозначное, и в рамках самой выставки русскому зрителю с определенным бэкграундом присутствие работ «в стиле» древнерусского искусства в ряде чрезвычайно ярких работ может показаться излишним. Однако исторически данный феномен важен для понимания самого автора и его эпохи.
Финальная выставка ГТГ, которая предлагает еще один принцип экспонирования церковного искусства — это «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова», доступная для посещения до 14 апреля 2024 г. Она является, с одной стороны, воспоминанием о деятельности русского реставратора по сохранению любопытных образов иконографии, с другой — попыткой соотнести и создать контекст для христианских образов значимых русских и грузинских храмов. Некоторые кальки являются последним свидетельством существования иконографии, характерной для ряда грузинских храмов, значительно пострадавших в советское время.
Помещения темные, с высокими потолками; освещение локальное, направленное непосредственно на памятники — копии-реконструкции сюжетов со стен храмов и кальки, снятые непосредственно с памятников. Особенного внимания заслуживает архитектурное решение выставки — в залах размещены уменьшенные копии апсид христианских храмов, из которых на зрителя смотрят святые — грозные, далекие, забытые.
Кураторы выставки прекрасно осознавали невозможность воссоздания впечатления древнего православного храма. Напротив, в рамках выставки они совершают деконструкцию музейного и храмового пространства. Для зрителя это пространство есть некоторое «als ob» (как если бы). Это не полноценный храм — здесь слишком много локаций, но это и не музей — сюжеты не выстраиваются в соответствии с общей тематикой или хронологией. Выставка не про копии, реставрацию или художника, она не может раскрыть глубину настоящего образа, потому что весь контекст есть просто «als ob». Но если довериться ему, можно временно погрузиться в настоящую сказку о древности.
Итак, здесь были рассмотрены три возможных варианта экспонирования церковного искусства. Все они имеют одинаковое значение для выполнения основной цели музея – сохранить и познакомить посетителя с памятником и, отчасти, его историческим контекстом. Вы можете самостоятельно ответить на вопрос о том, какой проект наиболее интересен в рамках выставочной истории, посетив залы в период праздничных выходных.
—
Главная иллюстрация фрагменты фотографий с выставок, которые проходят в Государственной Третьяковской галерее, здание на Крымском Валу, 10
Автор: Ангелина Лебедева / Искусствовед
Магистрант программы «История художественной культуры и рынок искусств» НИУ ВШЭ. Исследователь советского изобразительного искусства, музейной теории, истории коллекционирования. Участница международных и всероссийских конференций в области искусствознания.
Искусство понимать
Красота требует жертв. Фигурное катание и искусство
Многие фигуристы, используя в своих программах балетную музыку, лишь методично выполняют под нее необходимый набор [...]
Фев
Выставки художника
Выставка «Улица» сближение искусства и реальности. Москва 1989 год
Экспозиция «Улица» в Центральном Доме Художника стала следующим этапом поисков Попова в области максимального сближения [...]
Май
Записки художника
Московские происшествия. Газетный отдел Ленинской библиотеки в Химках
Я начал рисовать лубки в 1973 году. Резал оргалит, грунтовал его темперными белилами прямо рукой [...]
Сен
Полезная информация
Арт-рынок в Южной Корее: беспрецедентный бум, основные покупатели – молодежь
Значение Сеула как одного из мировых центров искусства стремительно растет. У Гонконга, где проходит Art [...]
Апр
Полезная информация
Современный рынок искусства. Инвестиции или лотерея
Инвестиции в арт-рынок могут быть выгодным способом диверсификации своего портфеля, но они также сопряжены с [...]
Мар
Статьи об искусстве
Белое на белом. Художник в стремлении «обнулить» искусство
На белоснежном столе с подернутым черной краской торцом изображены две такие же белоснежные соусницы. Край [...]
Авг