В своем автопортрете 1999-го года А. Попов прибегает к классическим портретным приемам, широко распространенным в живописи Северного Возрождения, – камерному размеру, погрудному срезу и развороту в три четверти. Статичность образа усиливается за счет необычного квадратного формата полотна. Выражение лица художника спокойно и созерцательно, взгляд серьезен и глубок.
Образно и отчасти композиционно картина отсылает к знаменитому автопортрету выдающегося немецкого живописца эпохи Ренессанса Альбрехта Дюрера, хранящемуся в музее Прадо в Мадриде.
Трехчетвертной ракурс, волнистые волосы, обрамляющие лицо, и сам мотив автопортрета художника роднит эти два произведения. Однако если Дюрер изобразил себя в изысканном одеянии и элегантном головном уборе в сложном пространстве на фоне арки, сквозь которую проглядывает гористый пейзаж, то А. Попов представлен в простой темной рубашке на нейтральном фоне, все внимание зрителя сосредоточено на его лице.
В портрете отсутствуют какие-либо атрибуты, свидетельствующие о том, что изображен именно художник, однако за счет узнаваемой иконографии полотно встраивается в традицию автопортретов живописцев и намекает тем самым на профессию изображенного.
Композиция картины устойчивая, уравновешенная, целостная: голова и покатые плечи портретируемого, перекликающиеся с изогнутыми бровями и кудрями, вписываются в воображаемую пирамиду, которая в свою очередь помещена почти ровно по центру квадрата холста.
Рельеф лица дотошно проработан, вылеплен, живопись тщательная, скрупулезная, что тоже роднит работу с произведениями старых мастеров и отличает ее от большинства остальных полотен А. Попова, которому чаще свойственна широкая кисть, открытая, пастозная фактура, сочный мазок.
Контрасты светотени, напоминающие об автопортретах Рембрандта, вносят некоторую загадочность, придают романтический ореол представителю артистической профессии. Колористическое решение почти монохромно: палитра строится на коричневатых и охристых, вся цветовая суть – в оттенках.
Это не единственный автопортрет художника, но самый академичный из всех.
Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед
Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.
Искусство понимать
Русский балет и французские художники: скандальная постановка Пикассо
В 1917 году на весь Париж прогремел новый балет труппы Сергея Дягилева – «Парад». Над [...]
Май
Статьи об искусстве
Ван Гог, Рубенс, Кунс, Хёрст, Дали. Миф о «голодающем художнике»
Образ «голодающего художника», идеальным воплощением которого стал Ван Гог, с трудом продававший свои картины, – [...]
Май
Статьи об искусстве
Демократичное хобби. Заметка о советских коллекционерах
Разговор о коллекционерах в послевоенном СССР следует начать с проблематизации юридического статуса собирательской деятельности. Открыто [...]
Окт
Статьи об искусстве
Аллегория упадка. Натюрморт с черепом коня
Натюрморт А. Попова «Колесо. Череп коня. Топор» многослоен с точки зрения считываемых смыслов. Так, художник [...]
Фев
Статьи об искусстве
Восток в искусстве: мягкая сила или скрытая угроза
Долгий девятнадцатый век – эпоха империй и колониальных войн – отмечен расцветом ориентализма, направления в [...]
Мар
Истории из жизни
Пегги Гуггенхайм покровительница искусства. Бурная жизнь светской львицы
Пегги Гуггенхайм, галеристка и страстная покровительница искусства, была знакома со многими выдающимися художниками своего времени. [...]
Окт