Первую картину на мотив трех фигур А. Попов исполнил в 1985 г. Художник переживал творческий кризис и как-то раз «бесцельно размазывал пальцами масло на картоне», на котором «как бы сами собой возникли три женские фигуры в платьях до пят». За двадцать пять лет живописец исполнил более ста картин на этот, казалось бы, незамысловатый сюжет, варьируя лишь колористическую гамму и детали.
Так, в картине, обозначенной номером 8, все три героини одеты в подобие японского кимоно с широкими рукавами, крупными поясами-оби и узкими подолами, сковывающими движения. Их высокие прически тоже уложены на японский манер. Героини лишены лиц. Они элегантно отклонили свои безликие головы и соприкоснулись руками, словно исполняя неторопливый танец.
Их фигуры напоминают трех танцующих граций, сюжет, широко раскрытый в классической живописи такими мэтрами, как Рафаэль, Рубенс, Боттичелли и др.
Одинакового роста, на одинаковом расстоянии от плоскости холста, героини выстроились в линию на тонкой прослойке земли, узком проскениуме. Вытянутые, по-маньеристски искаженные, непропорциональные фигуры напоминают истончающиеся скульптуры Джакометти. Они вписаны в полотно вертикального формата, подчеркивающего их тянущуюся динамику. Тающим силуэтам вторит длинный мазок.
Сероватый фон, похожий за счет открытой кисти на шершавую бетонную стену, переливается персиковыми, бирюзовыми, лиловыми, розовыми, голубоватыми оттенками, впитывая рефлексы красок, которыми написаны три фигуры. Композиция «стянута» к центру, зафиксированному рубиново-красным пятном кимоно центральной героини.
В мотиве трех женских фигур, названных как христианские добродетели – Вера, Надежда, Любовь, – у А. Попова сплелось множество аллюзий на европейскую и даже азиатскую культуру.
Образ трех эмоционально отстраненных женщин сам по себе включает разнообразные культурные коды, он философски нагружен: это и три грации, и три греческие мойры, римские парки или славянские суденицы, определяющие человеческие судьбы. Судьба, она же удача, как известно, слепа – может быть, именно поэтому у героинь отсутствуют лица?
Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед
Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.
Искусство понимать
Скрябин и Кандинский: музыка как живопись и живопись как музыка
В России начала 20-го века звук и цвет сильно сблизились в сознании разного рода мыслителей. [...]
Фев
Выставки художника
Выставка «Живопись 87» смысл и бездомная красота вещей. Москва 1987 год
Совместная выставка в Объединении «Вернисаж» в 1987 году стала событием столичного масштаба, удачей для молодых [...]
Май
Выставки художника
Выставка «Гастроном» коммуникация с голодным зрителем. Москва 1990 год
В октябре 1990 года состоялась третья акция Александра Попова — выставка «Гастроном». Внедрение живописи в [...]
Май
Записки художника
Улица. Московские окна и фотографии улиц и дворов Сергея Пархомовского
Весной, в конце мая, когда на деревьях появляется зеленая молодая листва, а дни становятся непривычно [...]
Ноя
Статьи об искусстве
Восточный базар: тысяча и один оттенок
Ориенталистская тематика, обыгрывающая мотив загадочного Востока, нашла яркое отражение в творчестве художников, особенно 19-го века, [...]
Июн
Истории из жизни
Театральная жизнь Валентина Серова
Валентин Серов был генетически укоренен в театральную жизнь. Отец художника сочинил нескольких популярных в свое [...]
Окт